Больше рецензий

4 июня 2023 г. 15:21

1K

4 Да, другие времена, другие нравы или история великой, [но сомнительной] любви

Переоценить вклад Шекспира в литературу вряд ли возможно, ведь созданные им сюжеты, отсылки на них и различные интерпритации знакомых сюжетов мы встречаем до сих пор. И безусловно «Ромео и Джульетта» также являются одной из тех пьес, отголоски которой по прежнему отчётливо ощущаются в массовой культуре вплоть до «Новолуния» Стефани Майер (привет всем, чьё детство выпало на сумеречные десятые годы).

Итак, «Ромео и Джульетта».

К своему стыду, я читала эта пьесу (от начала до конца, а не урывками) впервые, и не могу сказать, что эта история сильно меня зацепила – возможно потому, что её сюжет в той или иной мере известен каждому: враждующие семьи, несчастные влюблённые, трагичный финал.
После прочтения пьесы, первое, что пришло мне на ум для её описания, это название книги Ричарда Рорти «Случайность, ирония и солидарность».

Вопреки бытующему представлению, что «Ромео и Джульетта » это история о великой любви, я таковой здесь не обнаружила.

Ромео – типичный «дед инсайд». Он ветренный (с пол оборота влюбляющийся то в одну девушку, то в другую), не стабильный и горячий на голову. Он не умеет решать проблемы; при столкновении с ними он впадает в фатализм и меланхолию. Пожалуй, лучшее описание Ромео даёт сама пьеса, словами одного из персонажей:

Мужчина ль ты? Слезливостью ты баба,
А слепотой поступков — дикий зверь.
Женоподобье в образе мужчины!
Звереныш с человеческим лицом!
Ты удивил меня. Священным саном
Клянусь, я думал лучше о тебе.

Пьеса рассказывает и показывает, что до встречи с Джульеттой и до прихода к её окну, Ромео точно также бродил по ночам к окнам другой девушки, возможно даже говорил он им одни и те же вещи. Разница лишь в том, что...

...Джульетта – ребёнок. Ей всего 12-13 лет, и хотя порой она выдаёт мысли куда более глубокие, чем свойственно её реальным сверстникам, я склонна больше списывать такие высказывания «голосу Автора», чем приписывать их ей самой.

С имеющимся распределением ролей (к слову, однозначно не известно, сколько лет Ромео, если вы понимаете о чем я), Ромео для меня – злодей этой истории, который по собственной взбалмашности, недальновидности и незрелости губит не только себя, но и других людей: кто в этой истории только не погиб вследствие действий Ромео.

Сама пьеса заслуживает внимания, ведь как известно Библия, Шекспир и мифы и легенды Древней Греции – это база, из которой черпают вдохновение множество авторов прошлого и настоящего. Но если рассматривать пьесу не как легендарный памятник литературы, а исключительно как самобытное произведение, то, честно говоря, история этой любви вызывает у меня сомнения (или даже опасения).