Больше рецензий

6 июня 2023 г. 18:09

72

3 Сумбурно, бегло, простовато

Автор писала книгу урывками, маленькими частями, посвященными разным эпизодам в жизни, а когда пришло время объединить их, она даже не удосужилась как следует вычитать и убрать ненужные повторы. Кроме того местами она может путать имена, или вставлять фразочки типа: "больше он уже никогда не вернется в Милан", чтобы затем, в следующей части, написать как он вновь приезжает туда на встречу с новым королем в свите папы. Такое отношение к работе и читателю говорит уже само за себя.

Однако я дочитал книгу, потому что мое видение этой личности созвучно Софи Шово. Я считаю образ гения Леонардо был сильно раздут. В действительности у этого человека было множество пороков, многие из которых он скрывал.

Просто задумайтесь над тем, стал ли бы порядочный человек на протяжении десятилетей держать рядом с собой самого настоящего негодяя, каким был Салаи? Если только Леонардо не получал от него что-то, что компенсировало все его прегрешения. Но даже в таком случае, идя на поводу своей страсти, он совершенно закрывал глаза на моральный облик своего любовника и свой, соответственно. Гений, влюбленный в отморозка? Ну тогда это злой гений, уж точно. А есть еще люди, которые пишут о не доказанной гомосексуальности Леонардо! Господи, что там доказывать, если человек всю жизнь рисует андрогинов, и даже Мона Лиза, простите, больше похожа на того же Вакха и Иоанна, чем на девушку. Я полностью согласен здесь с Софи, что после разлуки со своим бесененком он использовал эти сюжеты, чтобы постоянно дорисовывать в них своего любовника. Разве можно сравнить женственность Мона Лизы с Венерой Боттичелли. На мой взгляд только первые портреты Дженевры и дамы с горностаем хоть в какой-то степени передают подлинную женскую красоту. Но после встречи с Салаи интерес к этому полу у мастера явно иссяк.

Не считаю я Леонардо и каким то невероятным гением. Сколько было прекрасных художников в разные эпохи, даже многие русские художники 19 века во много раз его превосходят. Но кто-то создал бренд, хотя из книги мы видим, что и сам художник еще при жизни приложил к этому руку.

Одно у Леонардо получалось на славу: смешить, потешать, устраивать шоу. Да, это настоящий шоумен своей эпохи. И по всем законам шоу-бизнеса, был он склонен и к содомскому греху, и к частой смене настроений, с привязанностью к очень странным типам.

Кем был бы Леонрадо, родившись в наше время? Очередным Киркоровым, устраивающим однополые свадьбы, Моргенштерном, сжигающим деньги на красной площади? Да, в отличие от этих персонажей, Леонардо любил исследовать мир, у него был более сосредоточенный ум. Но не достаточно сосредоточенный, чтобы завершить свои работы. И вообще та легкость, с которой он "кидал" своих заказчиков говорит не в пользу его морального и нравственного облика. Хотя, пожалуй, одно хорошее качество у него все-таки было: он легко прощал своих обидчиков, был не жестоким, аскетичным, как и все вегетарианцы. Но сегодня можно найти тысячи подобных людей, которые просто родились не в том месте и не в то время, чтобы их сделали гениями.

Книга не слишком серьезная. Хотелось бы более профессиональную биографию художника, интересные исследования его личности, которые бы позволили лучше понять его психологию, непредвзятый анализ его картин.