Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

8 июня 2023 г. 21:53

6K

4.5 Время и смерть

"Волшебная гора" и правда гора, на которую не просто взобраться. Нужно то карабкаться по довольно скучным описаниям неизменно повторяющихся лечебных процедур, то скатываться вниз по крутым склонам бесконечных философских отступлений, что держат роман, словно колонны, то спускаться на равнину к монотонному перезвону чашек в столовой и переглядываниям за столами, а потом бегом обратно в санаторий "Берггоф" к спасительному лечению или смерти.
Я написала "бегом" и удивилась, потому что "бегом" это не про Волшебную гору, там время тянется неспешно по своим удивительным законам или пропадает совсем.
Время, пространство, смерть - они, как одни из героев романа, по крайней мере, основные темы.

Подобно времени, пространство рождает забвение; оно достигает этого, освобождая человека от привычных связей с повседневностью, перенося его в некое первоначальное, вольное состояние, и даже педанта и обывателя способно вдруг превратить в бродягу.

Пространство книги заставляет забыть о привычном времени, что оно движется вроде бы с ритмом часовых механизмов и понимаешь, что растяжение и сжимание времени - всё в нашей голове и нашем окружении.
Хорошо известно, что этот роман Томас Манн задумал, когда посещал свою жену в туберкулезном санатории. Необычное лечение, времяпровождение пациентов и закрытость этого учреждения, а также величие и красота Альпийских гор, предложили канву для этого романа.
Сюжет прост. Молодой человек Ганс Касторп приезжает навестить кузена в высокогорный туберкулёзный санаторий в Давосе, живописном, теперь всемирно известном месте, и вынужден там остаться.
О Гансе мы к моменту приезда знаем немало: как он остался сиротой, как жил с дедом, как менялись опекуны, кем хочет стать герой романа, его мысли о себе и о жизни.
Взросление этого молодого человека возможно становится фабулой романа. Может быть. Мне показалось, что я вместе с Гансом проходила этапы взросление и переосмысления банальных истин на так называемых уроках философии от трех основных персонажей: убежденного гуманиста и масона Сеттембрини, профессора иезуитского университета и члена ордена иезуитов - Нафты, голландского магната Пеперкорна.
Уроки любви Гансу преподнесла Клавдия Шоша - красивая, загадочная русская. Для меня её персонаж так и остался загадкой. Её образ для Ганса неразрывно связан с глазами одноклассника Хиппе, раскосые азиатские черты которого романтично притягивали Ганса и не отпускали до тех пор, пока он не встретил те же черты в лице и глазах мадам Шоша. Их странная любовь словно тень любви, её отражение перекликается со строчками А.Блока в стихотворении"Пляска смерти":

Лишь у колонны встретится очами
С подругою – она, как он, мертва.

Вместе с Гансом я оказалась в плену Волшебной горы. Он стал пленником горы по болезни и не мог уехать, у меня было чувство, что я стала заложником романа и не могла его бросить. Кстати, пока читала переболела гриппом и вместе с героями какое-то время повторяла почти весь их лечебный ритуал: измеряла температуру, куталась в одеяло, врачи прослушивали мои лёгкие.
Читая роман, чувствуешь не просто болезнь, тень смерти постоянная спутница повествования. Её так много и она так неизбежна, что пациенты санатория пытаются смеяться над ней, не замечать её, стараются не говорить о ней, но страх смерти слышен.
Интересная особенность романа, что он ускоряется постепенно, и к концу уже почти мчится. Эти последние главы я получила как награду за то, что не сбежала с горы и через ежедневную рутину добралась к поразительному финалу.
Но моей любимой частью книги стал не финал, а глава "Снег". Она самая светлая, красивая и загадочная. В ней герой мог погибнуть, но не погиб. Он на самовольной прогулке на лыжах по горам попадает ловушку метели и видит пророческий сон.
И весь роман "Волшебная гора" словно пророческий сон. Сны бывают страшными.
Но хотелось бы, чтобы были только светлые сны, как этот альпийский пейзаж.
картинка AntesdelAmanecer

Школьная вселенная

Комментарии


то скатываться вниз по крутым склонам бесконечных философских отступлений, что держат роман, словно колонны,

Очень понравилась мысль, Вик.
И правда, такие отступления, как колонны и леса. Некий храм..

Время, пространство, смерть - они, как одни из героев романа, по крайней мере, основные темы.

Похоже на Алису в зазеркалье..
Там тоже, время и пространство, главные герои..

Эти последние главы я получила как награду за то, что не сбежала с горы и через ежедневную рутину добралась к поразительному финалу.

Здорово.. вроде сбегаешь с горы, а чувство, словно на самой вершине, где бегут облака и ветер несётся над временем, миром..

Почему то вспомнил гору Сизифа.
Тоже, волшебная гора..

Викуш, спасибо за прелестную и атмосферную рецензию! Про сон в конце, понравилось.
Вот бы такие сны были всегда..
Сон и сам, чуточку гора. Или спуск с горы..


Похоже на Алису в зазеркалье..
Там тоже, время и пространство, главные герои..

А ведь правда. У меня не возникла ни разу при чтении такая ассоциация. И о смерти в Зазеркалье немало...

Почему то вспомнил гору Сизифа.
Тоже, волшебная гора..

Тут в точку. Чувство, что всё моё чтение "Волшебной горы" это сизифов труд, меня не покидало большую часть времени)
Саша, спасибо за тёплые слова и внимание)