Больше рецензий

16 июня 2023 г. 15:21

651

2 Не то

Однажды перед ним поставили задачу — обеспечить успех пьесы о проститутках. В пуританской Америке тех лет это было непросто, но Бернейс сделал «ход конём» — организовал фонд борьбы с венерическими заболеваниями, который и рекомендовал пьесу как весьма поучительную. Таким образом задача была решена.

Кто же такой Эдвард Бернейс? Это отец современного PR и племянник Зигмунда Фрейда. В 1928 году он написал книгу «Пропаганда», в самом начале которой есть такие слова:

Нашим сознанием и нашим мнением управляют люди, которых мы ни разу не видели и не слышали. Это логичное следствие того, как устроено наше демократическое общество.

Первая мысль, которая приходит в голову: «Это что же – книга о мировом правительстве? Шапочку из фольги надевать или не надо?» Но потом ты понимаешь, что автор всё говорит серьёзно.

Совершая практически любое действие в повседневной жизни, будь то в сфере политики или бизнеса, социального взаимодействия или этики, мы действуем по указке сравнительно небольшой группы людей, которые составляют крошечную долю от наших ста двадцати миллионов сограждан, однако разбираются в мыслительных процессах и в социальной структуре масс. […] Как правило, мы не сознаем, насколько важную роль играет это невидимое правительство в повседневной жизни нашего общества.

Мы, люди 21-го века, привыкли воспринимать «пропаганду» как нечто плохое. Однако здесь автор ясно показывает, что пропаганда и маркетинг – это, по сути, одно и то же. Так что в процессе чтения я словила небольшой когнитивный диссонанс, поскольку понятие «пропаганда» вызывает негативные ассоциации, а понятие «маркетинг» - позитивные.

А вот будничное обсуждение «мирового правительства» вообще сначала сбивает с толку, поскольку в наше время о таком всерьёз не говорят. Но потом я немножко покопалась в интернете и узнала, что на момент написания книги наиболее популярной была именно теория масонского заговора, и чуть позже у меня появилась одна мыслишка.

Во второй главе автор даёт несколько определений термина «пропаганда» и останавливается на таком:

Современная пропаганда - это последовательная, достаточно продолжительная деятельность, направленная на создание или информационное оформление различных событий с целью влияния на отношение масс к предприятию, идее или группе.

От себя добавлю, что в настоящий момент пропаганда – это ещё и вполне серьёзное научное направление.

Вот выдержки из первых четырёх глав:

Было время, когда решения по крупнейшим политическим вопросам диктовал правительству страны один-единственный человек, Марк Ханна. А ведь был еще и Симмонс, который несколько лет подряд успешно командовал миллионами людей, опираясь на нетерпимость и насилие.
Невидимая власть концентрируется в руках немногих потому, что манипулирование социальной машиной, контролирующей взгляды и позицию масс - занятие дорогостоящее.
Если мы поймем механизм и мотивы группового сознания, не сумеем ли мы контролировать массы и управлять ими по собственному желанию и без их ведома? Практика пропаганды последних лет подтверждает: да, это возможно, по крайней мере, до определенного предела и в определенных границах.
… групповое сознание не мыслит в строгом смысле этого слова. Место мышления занимают у него занимают импульсы, привычки и эмоции. Когда необходимо принять решение, первое побуждение, как правило, - последовать примеру лидера, которому доверяешь. Таков один из наиболее четких принципов психологии масс.
Даже в ситуации, когда сослаться на лидера невозможно и стаду приходится мыслить самостоятельно, люди пользуются клише, заранее заготовленными словами или образами, которые символизируют опыт или идеи всей группы в целом.
Играя на старых клише и манипулируя новыми, пропагандист порой может управлять всем спектром эмоций группы.

Однако какая же книга по пропаганде без самой пропаганды? Читаем:

Именно женщинам мы обязаны значительной частью законов о социальном обеспечении. Им принадлежит закон о восьмичасовом рабочем дне. Сухой закон и его принудительное исполнение (если, конечно, расценивать это как достижение) - тоже их рук дело.

Согласно большинству других источников, и восьмичасовой рабочий день, и сухой закон – это вовсе не заслуга женщин (если, конечно, не брать в расчёт жён тогдашних лидеров).

Однако начиная с середины четвёртой – начала пятой главы тон повествования меняется, и книга становится реально скучной. Я дочитала её до конца, и пришла к вот таким выводам:

* в ней много информации, связанной именно с маркетингом, формированием образа лидера и прочими вещами, которые лучше бы писать в отдельных книгах с соответствующими названиями.
* большинство иллюстрирующих примеров устарело.
* по сравнению с другими книгами на похожую тему, эта довольно скучная. Так, например, Гюстава Лебона «Психология народов и масс» я перечитывала трижды, потому что она хоть и устаревшая, зато жутко интересная. Эту книгу перечитывать точно не буду.
* некоторые факты, приведённые в книге, оказались недостоверными.

В итоге книга мне не понравилось, потому что вначале было интересно, даже захватывающе, а потом какое-то невнятное бла-бла-бла… Пропаганда преподносится скорее в позитивном ключе – сейчас это называют «масс медиа». Живых примеров, иллюстрирующих хотя бы одну подковёрную игру, основанную на искажении информации (то, что мы чаще всего и называем термином «пропаганда»), я не увидела вообще.

И кстати, по поводу масонской теории заговора. Есть подозрение, что эта книга сама по себе является скрытой пропагандой против подобных заговоров. Потому что смотрите, как интересно: началась книга с информации о людях, которые нами управляют, и это было именно то, что заставило меня прочитать книгу до конца. Но по мере чтения книга превращалась в скучную банальщину о связях с общественностью. Для чего это было сделано? Возможно, книга специально была написана таким образом, чтобы сначала заинтересовать читателей, а потом постепенно переключить их мысли с реально возможных заговоров на мысли о некой безобидной системе социального мироустройства, и с помощью такого вот нехитрого приёма обесценить первоначальную идею.

Комментарии


Сейчас читаю и испытываю такие же ощущения. Что начало было своего рода «клик бейт» прием, чтоб заинтриговать читателя, но уже с 3 главы понимаешь «душность» и банальность повествования.