Больше рецензий

27 июня 2023 г. 18:35

524

4 НЕ ТЕРЗАЙ ЧИТАТЕЛЯ СВОЕГО ПОНАПРАСНУ

Приятно вести беседу с человеком, который умнее тебя. Эрудированность, начитанность, умение рассуждать всегда восхищают, открывают горизонты новых знаний, побуждают к самосовершенствованию. Другое дело – разговаривать с человеком, который умнее тебя, прекрасно знает об этом и жаждет продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Такая беседа, скорее раздражает, чем вызывает интерес. Роман Джона Фаулза «Волхв» вызвал во мне неоднозначные чувства, среди которых было, с одной стороны, то самое раздражение, с другой стороны, благодарность за столь необычный подаренный опыт.

Читая роман Фаулза, я будто подглядывала за происходящим в комнате сквозь замочную скважину. Смотря в эту узенькую щелочку, можно увидеть Николаса Эрфе, английского интеллигента с амбициями поэта и экзистенциалиста, создавшего себе образ ненавидящего общество бунтаря. В послевоенной Англии он пользуется популярностью у девушек, собирая из них своеобразную коллекцию. Однажды Николас встречает Алисон, с которой у него завязывается роман. Но признать свои чувства к необразованной австралийке, легкодоступной, по его мнению, и простоватой, он не желает.

«И я вдруг чувствую - мы одно тело, одна душа; если сейчас она исчезнет, от меня останется половина. Будь я не столь рассудочен и самодоволен, до меня дошло бы что этот обморочный ужас - любовь. Я же принял его за желание. Отвез ее домой и раздел.»

Сбегая от страшной перспективы супружеской жизни, обыденности и предсказуемости, Николас Эрфе отправляется на греческий остров Фраксос. И там скучать ему точно не придется, благодаря таинственному богатому хозяину виллы «Бурани» Кончису и его необычной театральной постановки, в которой зрители становятся актерами. В «Бурани» Николас попадает в лабиринт загадок, полный ловушек и испытаний для воли и психики. В нем есть и своя Ариадна – гостья виллы Лилия-Жюли. Девушка -мечта, идеал. Она так разительно отличается от реальной Алисон: истинная англичанка, выпускница престижного университета, одухотворенная и целомудренная, что просто не могла не вскружить Николасу голову. На его беду…

«За пять секунд в человека не влюбишься, но предчувствие любви может заронить в душу и пятисекундная встреча…»

Вместе с тем, за закрытой дверью осталось огромное количество незамеченного и непонятого. Роман Фаулза изобилует отсылками и аллюзиями на древнегреческие мифы, карты Таро, творчество Шекспира и другую зарубежную литературу, а также психологию Юнга. К сожалению, моей эрудиции хватило, чтобы понять, в лучшем случает, процентов 15 из них. Конечно, недостаток кругозора читателя для понимания произведения глупо ставить в упрек автору. Однако, на мой вкус, аллюзий и философских рассуждений было слишком много даже для постмодернизма. Ощущалась перегруженность и перемудреность произведения. Сложилось впечатление, будто автор хотел вложить в свой роман максимальное количество идей, выразить все свои фантазии и испробовать как можно больше новых приемов ведения повествования. От такой перенасыщенности смыслов, сложно по-настоящему проникнуться и полноценно сконцентрироваться на чем-то одном. Такая попытка объять необъятное склонила чашу весов моего восприятия «Волхва», скорее, в негативную сторону.

«- Роман умер. Умер, подобно алхимии. Зачем продираться сквозь сотни страниц вымысла в поисках мелких доморощенных истин? Ради удовольствия?
- Удовольствия! - передразнил он. Слова нужны, чтобы говорить правду. Отражать факты, а не фантазии.»

Метатеатр Кончиса распространяется не только на героев романа, но и на его читателей. Автор постоянно ведет игру, устраивает квест для нас. Только начинает казаться, что ты близок к разгадке тайн виллы на острове Фраксос, как все твои догадки утекают, как песок сквозь пальцы, оказываясь очередным обманом и фантазией. Такой необычный перфоманс поначалу нравится, он завораживает и поддерживает интерес. Но со временем постоянное переворачивание истории с ног на голову начинает утомлять. Ты привыкаешь к тому, что все «чистосердечные» объяснения, рассказы о своем прошлом героев являются ложью, а происходящие события лишь представлением, и перестаешь воспринимать их всерьез. Зачем уделять сюжетным поворотам внимание, если через несколько минут они будут перечеркнуты, и о них можно будет забыть?

«В настоящем спектакле занавеса не бывает. Как только его доиграют, он принимается играть сам себя.»

«Волхв» Фаулза, тем не менее, многим мне и понравился. Психологическая достоверность образов героев, их чувств, пороков и добродетелей восхищала. Несмотря на то, что действия в романе происходят в 50-е годы 20 века, они остаются актуальными до сих пор. Невероятное количество Николасов и Алисон окружают нас в реальной жизни, являются нашими знакомыми, коллегами, друзьями или любовниками. Может, кто-то узнает в каких-то поступках, мыслях героев и самих себя. Именно поэтому наблюдать за их волевыми испытаниями, моральными метаморфозами интересно, как за психологическим экспериментом. На мой взгляд, не события важны в романе, а реакция на них его героев. А многом может сказать и свое собственное восприятие и трактовка смыслов «Волхва». Ведь, как говорил в одном из предисловий автор, его роман подобен пятнам Роршаха, поэтому каждый видит в нем отражение собственной личности.

«Наши проблемы — это прежде всего то, что мы сами о них думаем.»

Пожалуй, чтобы полноценно осознать и получить удовольствие от романа Фаулза, нужно подходить к нему с большим культурным багажом, чем у меня. Я бы опасалась советовать книгу всем и каждому. Беря в руки «Волхв», стоит быть готовым к отнюдь не развлекательному чтению, над которым придется поломать голову. Но если это вас не отпугивает, дерзайте, опыт будет, по крайне мере, необычным.

«В литературе занимательность - пошлость.»