Больше рецензий

28 июня 2023 г. 10:37

171

3 Дилеммы технофутуризма

Надо признать, что я не очень-то люблю Крауча - ни его книги, ни его сценарии не оставляют во мне ощущения "надо же, как здорово". Сборник под его редакцией тоже не впечатлил.

Это небольшая антология невероятно вторичной короткой прозы от в меру известных авторов, по которой можно легко снять очередной сезон нынешнего "Чёрного зеркала", когда оно уже окончательно утратило оригинальность и идейность, но всё ещё выглядит красиво. Вот во "Вперёд" тоже картинка очень красивая, остального не подвезли.

Мне более-менее понравился только рассказ Тоулза. Возможно, это профессиональная слабость к задачам по обработке Big Data, но вот он, единственный из сборника, показался, во-первых, достаточно осмысленным, во-вторых, хоть сколько-то по-настоящему фантастичным. Отличная идея "проекций" по массиву статистических данных и хороший философский вопрос, стоит ли будущее того, чтобы его знать заранее, потому что, если всё предопределено, зачем тогда вообще что-либо делать. В небольшой объём автор компактно уместил и личностную драму, и скептичный взгляд на нынешний вектор прогресса, и атмосферу некоторой мрачной тревожности.

Удивил, причём уже не очень приятно, рассказ Вейера. Было чёткое ощущение, что у него должен был быть другой финал, куда менее радужный, но его в последний момент переписали то ли по зову сердца, то ли по просьбе редактора, и всё закончилось счастливым танцем и улыбающимися слонами. В результате вся кульминация привела в никуда.

Самый унылый представитель сборника - "Аварийная кожа", в нём прям штамп на штампе штампом погоняет, и не литературные, а вылезшие из твиттора. Потому что в нём и белые сексисты-фашисты-шовинисты, и бесправные рабы, и расцветшая Земля, как только все объединились в едином порыве социальной справедливости.
Я вообще Джемисин не люблю, потому что кроме социальной актуалочки в виде ужасного угнетения привилегированным белым классом всех несчастных я в её произведениях ничего не вижу, а мне эта проблематика не особенно интересна. Фантастика не должна быть очередным политическим памфлетом, который, к тому же, весьма посредственно написан. (А ещё, как верно подметили где-то в интернетах, очень смешно разливаться про ужасы капитализма, по собственному желанию издаваясь в Amazon Publishing, ну да ладно.)

Остальные практически не запомнились, потому что всё это я уже тысячу раз видела почти в такой же форме у других - а может, даже у этих же, - авторов. В наличии истории про гибель Земли от астероида, про вымирающее во время неясной пандемии человечество и про сверх-ИИ, у которого в какой-то момент как будто бы окончательно потекла его кремниевая крыша.
Несколько осуждаю Крауча за то, что он использовал идею Василиска Роко, но не описал прямо, откуда её взял, потому что Роко и LessWrong заслуживают того, чтобы быть упомянутыми.

Повеселил один момент, не связанный напрямую с содержанием: после каждого рассказа идёт небольшое включение про автора, кто что написал, что выиграл и как продаётся. И вот про всех одно-два предложения, зато про себя Крауч настрочил раза в три больше, не забыв упомянуть, какой он многообещающий и впечатляющий. Отличные навыки самопродвижения, уважаю.

Перевод у сборника хороший, не возникало желания бросить и взять оригинал, спасибо переводчику. Подозреваю, что ту же прозу Джемисин только он и вытянул, мне её на английском читать невыносимо с этим ужасным повествованием от второго лица и обобщённым "ты, ты, ты встаёшь, идёшь, думаешь, смотришь".
Вот уж, честное слово, не думала, что меня может что-то раздражать больше, чем повествование от первого с тонной рефлексии, но мир многогранен и всегда найдёт, как сделать ещё хуже.

В целом, прочитать антологию можно хотя бы для общего представления о том, что происходит в свежей англоязычной фантастике, ничего ужасного в ней нет, но и рассчитывать на что-то прям захватывающее не стоит. По моим меркам, в сборнике маловато глобальных вопросов и идей о будущем и, тем более, никаких ответов, а многочисленная SJWшная мишура эту унылую пустоту только подчёркивает.