Больше рецензий

3 июля 2023 г. 10:52

545

5 Много музыки не бывает

Каждый роман Кабре становится для меня каким-то откровением, каждый раз поражаюсь его таланту и изобретательности. Эта книга исключением не стала. Невероятный сплав трогательной меланхолии и доброй иронии, летописи одной семьи и политических событий на её фоне, но самое главное – музыка. Много музыки. За время чтения пришлось прослушать много часов прекрасной музыки, о чем, я конечно же, не жалею.

Роман структурирован в соответствии с концертом «Памяти ангела» Альбана Берга, посвященного Манон, дочери архитектора Вальтера Гропиуса, умершей в молодом возрасте.
Текст Кабре строго следует за музыкой, меняя тональность и темп, что важно для сюжета, поскольку можно по музыке предугадать настроение грядущих событий. Роман также полон других музыкальных отсылок, настолько хорошо включенных в текст, что просто невозможно их немедленно послушать.
Для тех, кто музыкой не особо интересуется, остается изменчивая семейная летопись с дважды переписанным генеалогическим древом и многочисленными скелетами в шкафах и прочих местах. И, конечно же, это не всё.

У Кабре просто ничего не бывает, поэтому излюбленные темы природы зла в человеке, ответственности и вины тоже рассматриваются со всех сторон.

Техника повествования тоже весьма оригинальна. По сюжету дядя завещает своему единственному племяннику свои воспоминания, которые наследник воспринимает как свои собственные и текст выстроен так, что не сразу получается сообразить от чьего, собственно, лица ведется это самое повествование (дяди или племянника). Следить приходится за чередующимися временными линиями с двух точек зрения с добавленным «трюком» смены лиц в одном и том же предложении. Поначалу это сбивает с толку, но спустя пару глав воспринимается как должное.

ПыСы: книга могла бы меня (человека никогда не занимавшегося музыкой) впечатлить куда меньше, если бы я недавно не просмотрела кучу лекций великолепной Анны Виленской (https://youtube.com/@anna_vilenskaya)