Больше рецензий

5 июля 2023 г. 15:43

279

5

Одна книга - два сюжета.
Первый - роман-фельетон. Дюма, геройские герои, д'Артаньян, еле отмахавшийся шпагой от миледи с заколкой, злобноватый Рошфор, "Бекингем", для которого важно, как выглядит его тень на стене.
Второй - готический роман. Дракула, Франкенштейн. Мрачноватый мистический детектив с трупами и сатанизмом. Роман Полански в фильме ограничился именно готикой, не трогая Дюма - разве что перекроил некоторых персонажей и в очередной раз сделал Ришелье злодейским злодеем.
Есть персонаж, который не является своим ни для одного сюжета - сам Корсо. Весь такой невзрачненький, помятый, в мятом плаще не по размеру, с мятыми сигаретами и такой лютой наивностью во взоре, после которой так и тянет проверить, на месте ли кошелек. А потом маска спадает - и вместо зайчика с морковкой жертва видит матерого волчару. Чем-то персонаж напоминает сериального Коломбо, расследующего очередное убийство в очередном элитном серпентарии. С той поправкой, что он не лейтенант.
Есть множество отсылок. Не только к Дюма и прочим фельетонистам и готикам. Например, к Умберто Эко. Причем не только к книгам - "А вот перед вами известный профессор семиотики из Болоньи".
А еще книга о тех, кто проиграл. Корсо - правнук наполеоновского гренадера, разыгрывающий батальные сцены в масштабе 1 к 5000, в которых Наполеон выигрывает свое Ватерлоо. Дама рядом отождествляет себя с солдатом, который когда-то пошел за командиром на заведомо обреченный бой и не отступил. Варо Борха проиграл в самом конце - правда, не совсем понятно, потому что дьявол не пришел, или потому что пришел.
И есть два шикарных персонажа, вполне самодостаточных, которые не только остались при своих, но и таки получили маленький гешефт - два хитрых брата-переплетчика, иногда работающие из любви к искусству:

- Тут надо кое-что уточнить, сеньор Корсо. Одно дело - мухлевать ради наживы, и совсем другое - работать из любви к искусству, своему ремеслу, то есть созидать ради удовольствия, которое может принести сам процесс созидания или, что чаще бывает, процесс воспроизведения... - Мастер похлопал глазами, потом хитро ухмыльнулся. Его мышиные глазки заблестели, когда он снова посмотрел на "Девять врат". - Но что-то не припомню, и мой брат, я уверен, тоже, чтобы мы имели касательство к тем работам, которые вы только что назвали замечательными.
- Отличными...
- Разве?.. Да все равно... - Он поднес сигарету ко рту и сильно затянулся, отчего на щеках его образовались глубокие впадины. - Но неизвестный нам мастер - или мастера - получил от творческого акта такое удовлетворение - моральное удовлетворение, - какое никакими деньгами не оценить...

Книга, конечно, специфическая. Для кого-то - нагромождение имен и дат с каким-то мутным типом вместо Джонни Деппа. Для кого-то - отличный способ скоротать пару вечеров и немного улыбнуться.