Больше рецензий

6 июля 2023 г. 22:52

752

5 Экзистенциализм - это феминизм!

"Второй пол" Симоны де Бовуар - вещь фундаментальная. Невозможно переоценить значение этой книги для развития идей феминизма и в том числе для их постепенной реализации в реальности. И пусть до полного превращения женщины из "Другого", из безвольного объекта в полноценный, свободный субъект, то есть до осуществления того самого пресловутого равенства с мужчинами нам, к сожалению, все еще далеко, но в том числе благодаря идеям Де Бовуар общество (по крайней мере западное) уже довольно быстро движется в данном направлении.

"Второй пол" - это объемное, скрупулезное исследование "женского удела", состоящее из двух томов. В первом томе подробно рассматриваются причины возникновения гендерного неравенства, биологические, социальные, исторические аспекты положения женщины в обществе, а также различные мифы и предрассудки, оправдывающие такое якобы естественное положение вещей. Во втором томе Де Бовуар более пристально изучает каждый этап в жизни женщины, от рождения до старости, рассматривая основные архетипичные роли, которые женщина традиционно исполняет в течение жизни (девственница - жена - мать - старуха), а также некоторые варианты деятельности, которые могут быть доступны женщине и создавать иллюзию "выхода из имманентности".

Несмотря на то, что некоторые рассуждения Симоны де Бовуар (в первую очередь это касается биологии - наука не стоит на месте) уже устарели, критиковать за это по меньшей мере странно - ведь книге уже более 70 лет. Самое главное, что де Бовуар смогла первой собрать воедино разрозненную информацию о гендерном неравенстве и его причинах, логично выстроить последовательность фактов и предоставить четкую аргументацию проблемы. И по сей день многое из описанного в книге остается актуальным даже в развитых странах (достаточно почитать, например, "Невидимые женщины" Кэролайн Перес) - в частности, женщины все еще выполняют монотонную, неоплачиваемую работу по дому, находятся под гнетом со стороны общества относительно репродуктивной функции, получают меньше, чем мужчины на аналогичных позициях, испытывают давление относительно своего внешнего вида и соответствия эфемерной категории "женственности". А уж про положение женщины в странах Третьего мира не стоит и начинать.

Многие критикуют де Бовуар за то, что она якобы сама чересчур холодно и осуждающе описывает некоторые типично женские характеристики (например, желание хорошо выглядеть или соответствовать традиционным гендерным ролям жены/домохозяйки) - дескать, что плохого, если женщина САМА хочет быть хозяйкой, красиво одеваться и т.д. Но такая критика кажется мне не совсем состоятельной, ведь де Бовуар в первую очередь "нападает" на традиционные социальные конструкты, приводящие к отсутствию выбора у женщин, то есть не обвиняет самих женщин в пассивности, но считает пассивность женщин следствием их заранее неблагоприятного положения в обществе. И по финальной главе книги (жаль, что она значительно короче, чем остальные) видно, насколько важно для де Бовуар было подчеркнуть необходимость совершенствования всех представителей общества: для мужчин - перестать объективизировать женщину и принять ее как равноправного индивида; для женщин - осознать наличие проблемы, взглянуть ей в лицо и смело бороться за свои права.

Лишь когда женщины начинают чувствовать себя на этой земле как дома, появляются такие личности, как Роза Люксембург и Мария Кюри. Они с блеском продемонстрировали, что не неполноценность женщины определила её ничтожную роль в истории, а ничтожная роль в истории обрекла её на неполноценность

Комментарии


Боже.. «экзистенциализм это феминизм». Без комментариев.