Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июля 2023 г. 23:49

162

3.5 Сборник, полный противоречий

Вообще-то я не большой любитель рассказов. Не успеваешь привыкнуть к героям, погрузиться в атмосферу сюжета, взглянуть на происходящее их глазами. В этой книге собраны самые различные рассказы, как по качеству, так, похоже, и по году их написания. Поскольку сам Энтони Дорр здесь совсем разный. И если «Собиратель ракушек» - это своеобразная притча, наполненная магическим реализмом в лучшем смысле как от Габриэля Гарсиа Маркеса, то «Четвёртое июля» скорее напоминает дешёвый заказной политический опус: о забитой и отсталой России (в данном случае Беларуси), наполненный клишированными героями, банальными стереотипами. Но обо всём по порядку.

«Собиратель ракушек». 5 из 5
История слепого старика, собирающего ракушки и лечащего своих непрошенных гостей от самых сложных смертельных болезней, привлекает уже с первых строк. Чем-то атмосфера рассказа напомнила мне «Сто лет одиночества» уже упоминавшегося колумбийского классика. Это и история одиночества, запутанных родовых отношений, предательства и прощения. Здесь веет романтикой океанского побережья, вольной жизни без оглядки и бегства, побег от которого (уж простите за тавтологию) и стал спасением и одновременно проклятием собирателя ракушек. Тот, кто стремился к уединению, пал жертвой своего дара, не смог избежать затворничества, но, по иронии судьбы, так и остался непонятым-одиночкой. Неудивителен и весьма показателен финал. Где-то грустный, где-то символический и убежать от которого было просто невозможно.

«Жена охотника». 4 из 5
Герои одного рассказа могут оказаться и в другом, пусть и лишь мельком. Подобное случилось в этой истории. Впрочем – собиратель раукшек, путешествующий на своей лодке в поисках наружного защитного скелетного образования, покрывающего тело моллюсков – лишь эпизод, но так забавно было встретить его и здесь. В основном же история – об одинокой девушке, которой по воле судьбы да по причине неимоверных усилий охотника, суждено было стать его женой. И если в самом начале всё складывалось просто замечательно, постепенно отношения сошли на нет, пока не разбились вовсе. Рассказ показался мне очень символичным. Вроде истории отношений, через которые приходится пройти каждой женатой паре. Здесь и период ухаживаний, романтики первых лет жизни. А дальше – умения/ или нет жить вместе, приспосабливаться и находить компромисс, частых ссор по мелочам, взаимных упёков. И, кажется, удивительно, как эти двое могли сойтись вовсе?! Но здесь ещё есть и другой пласт – природного и мегаполисного. И если жена охотника выросла в городе, но способна читать природу, мысли животных (и людей) после их смерти, то её муж живёт в дикой глуши. Женщину постоянно тянет к цивилизации, она задыхается. И, кажется, финал неизбежен… Так и есть. От этого рассказа в большей мере веет грустью, хотя и вполне понятно, какую идею хотел донести писатель.

«Четвёртое июля». ½ из 5
А вот этот небольшой рассказ мне совсем непонятен. От идеи возникновения сюжета – до его содержания. Несомненно, худшее из того, что я читал. К тому же совсем непрофессионально. Думал, писатель, принимаясь за свой очередной сюжет, должен вникнуть в суть, провести своего рода расследование, хотя бы тех обстоятельств, про которые пишет. Но здесь получился полный абсурд. Несколько американцев едут в Беларусь в Беловежскую пущу… ловить форель. Вы серьёзно? Внезапно их раскрывают полицейские и пытаются арестовать. Вообще-то у нас до сих пор милиция, и в отличии от России на западный манер на полицию мы никогда не переименовывались. Но дело даже не в этом. Американский писатель никогда не был бы американцем, если бы не хотел похаять постсоветскую страну и действительность. Именно поэтому «полицейские» внезапно передумывают, решают освободить арестованных, если те… выиграют у них в бейсбольном матче – прямо в Беловежской пуще. Прямо как в дешёвом боевике о «плохих русских». Конечно, они проигрывают и решают подвезти американских туристов до польской Познани. Интересно только, как они пересекли польскую границу? Но, похоже, Энтони Дорру это совсем неважно… По закону жанра дряхлый УАЗик с лопнувшим лобовым стеклом слетает в кювет уже в западной Польше, и побитые туристы из солнечной Америки вынуждено путешествуют по дряхлой, забитой и отсталой Польше, «где всё напоминает о суровом советском прошлом». Странно только, что это не в Беларуси или России, а дружественной Польше. Видимо, мы должны сказать: «Спасибо». Так или иначе, клише на клише, да и ничего кроме отторжения от непрофессионализма писателя у меня этот рассказ не вызывает.

«Редкая удача», «История Гризельды и не только». 3 из 5
К сожалению, есть в сборнике и откровенно пустые рассказы, смысл которых совсем не ясен. Ни внятного начала, ни хоть какой-либо идеи, не говоря уже о концовке, в них не наблюдается. Будто черновики-наброски, которые так и остались сырыми. К таковым, например, можно отнести «Редкую удачу» - историю девочки Доротеи Сан-Хуан и её отца, переехавшего с ней к океану. Он обманывает её, утверждая, будто конструирует корабли, но на самом деле убирает на пристани. Однако рано или поздно мечте суждено разбиться о суровую реальность. Или история о непонятных отношениях пожирателя металла и его поклонницы. Она страстно в него влюблена, родители против. Девушка ходит за ним по пятам, посещает каждое представление, другие пытаются её отговорить. И вновь пересечением – уже с рассказом «Жена охотника», где также есть сюжет о бродячих артистах.

Остальные рассказы «Запутанный случай на реке Рапид», «Мкондо», «Смотритель» 4 из 5неплохо раскрывают героев, противостояние их внутреннего мира с вызовами внешнего. Лишь внешне они кажутся слабыми, но на самом деле –сильные, в первую очередь духовно. Каждая из историй рассказывает нам о разных людях, действия происходят в разных уголках, однако все истории связаны одним тонким замыслом: внутренний мир человека, его желание обрести себя, человеческие страсти и ошибки, безумная и противоречивая красота окружающего мира, где прелесть живого удивительно сочетается с отвратительностью мёртвого.