Больше рецензий

margo000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 марта 2014 г. 15:53

2K

3

(Удерживаю себя от соблазна заглянуть в чужие рецензии. Нет, нельзя! Иначе вообще ничего не смогу сформулировать – и так-то в голове невесть что творится!..)

Знаете, а мне этот бонус понравился!
Нет, не так.
Как книга, как произведение литературы, считаю, роман не удался. Но, с другой стороны, можем ли мы к «Человеку без свойств» подходить с обычными мерками – книга-то не закончена?.. А не закончена – это же не значит, что просто оборвана. Это можно понять, что и недоработана, не отредактирована и пр. Вот и спишем все недостатки на то, что автор и так-то был сильно нездоров в последние годы, а тут и времени не хватило отточить свой стиль, убрать лишнее, выбрать главное и скомпоновать то, что мы бы и оценивали как готовое произведение.

Но книга при этом меня зацепила. И считаю ее сильной стороной то, что она пусть и не универсальна (далеко не каждый тип читателя найдет в ней что-либо для себя), но довольно насыщенна - настолько, чтоб хоть какие-либо строки, мнения, рассуждения отозвались в читательской душе.
Попробую разобраться в своем восприятии этой книги...

Жанр? Трудно сказать...
Не исторический, нет - хоть и рассматривается автором конкретная историческая ситуация: отношения Германия-Австро-Венгрия в начале прошлого столетия - но все же невооруженным глазом видишь, что главное для писателя не анализ исторических событий и политических коллизий.

Психологический? Тут тоже задумаешься: казалось бы, человеческое нутро выворачивается и предлагается нам для рассматривания, но при этом что-то не то...что-то не то... Не сказала бы, что анализ внутреннего мира персонажей есть главное в романе.

Может, философский? А вот тут я бы сказала по-другому: философический. Чувствуете разницу?! И знаете что я откопала в недрах интернета? Я нашла термин «философическая интоксикация». Друзья! Хоть психиатры и говорят, что подобный диагноз присущ подросткам, больным шизофренией, но не кажется ли вам, что этим заболеванием страдали многие персонажи романа, а возможно, и сам автор?! Посудите сами: главный симптом - «настоятельная потребность анализировать происходящие события, а также собственный внутренний мир, механизмы автоматизированных действий, мотивы поступков окружающих людей, собственные реакции, используя философско-психологическую терминологию, неологизмы. Пациент перестает адекватно воспринимать мир и реальность, пытаясь все втиснуть в схему, склонен обсуждать собственные «открытия» с окружающими, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы. Поведение человека с синдромом «философической интоксикации» носит навязчивый для окружающих характер. Близкие люди отмечают чудаковатость в его поведении, нежелание и неумение решать обычные житейские проблемы в связи с их постоянным философским осмыслением и склонностью теоретизировать по любому поводу». Ну? Что я вам говорила?

Перейдем к системе образов. При том, что практически все персонажи показались мне несколько помешанными и чаще неадекватными, все же в моем восприятии они разделились на две категории: пародийные, порой гротескные, оставившие меня равнодушными, и – более-менее реалистичные, вызвавшие у меня заинтересованность и эмоциональный отклик.

К первым, которые не вызывали у меня ни симпатии, ни сочувствия, я отношу практически всех: и различного уровня государственных деятелей, политиков, дельцов - граф Лейнсдорф, миллионер Арнгейм, министр Туцци, генерал Штумм, философ Мейнгаст; и женщин самого разного пошиба – дива салона и муза «параллельной акции» Диотима, чрезмерно озабоченная нимфоманка (по определению главного героя и по моему тоже) Бонадея, фанатичная ницшеанка Кларисса... Все они у меня вызывали внутреннее содрогание: карикатурные изображения напыщенных деятелей, патетичных пустословов, людей, топчащихся на одном месте, изо всех сил изображающих себя участниками жизненно важных процессов – а на деле выпускающих смешной пшик и ничего более. Ох уж эта деятельность ради деятельности, речи ради речей, цели ради целей. Ох уж эта экзальтированность, эта псевдодуховность, которыми все перечисленные персонажи размахивают как флагом. Бр-р-р.

Но кто же меня заинтересовал?! Буду неоригинальна, пожалуй: ГГ Ульрих и его сестра Агата. Да. При этом я хотела бы развидеть и расчитать последние главы – из опубликованного посмертно, ибо мне всё описанное в них не понравилось (почему? возможно, я слишком щепетильна и ханжески настроена, но тот поворот в развитии братско-сестринских отношений, который смакует автор, вызвал у меня тошнотворную реакцию. Впрочем, не зря роман «Человек без свойств» некоторыми исследователями воспринимается как сублимация - «попытка самолечения от инцестоневроза». Думаю, основания для таких утверждений есть.)

Так вот, мне показались очень интересными эти два образа!!!
И я не согласна, что Ульрих – человек без свойств. Как это так? У него развита критичность мышления, здравый скептицизм, его нельзя назвать фанатиком – он человек думающий, анализирующий, имеющий свою точку зрения. А уж насколько он был противоречив в своих измышлизмах – так кто из нас может похвастаться своей стопроцентной последовательностью и логичностью высказываний? В любом случае, я видела в его действиях и речах перманентное стремление отыскать истину, разобраться в происходящем, и пр., и пр.- впрочем, всё это мы уже перечисляли выше в качестве симптомов психического отклонения.
Но даже если воспринять говорливость Ульриха как проявление болезни – все равно: мне он симпатичен! А уж то, что он со снисходительной иронией смотрел на многих персонажей, - это вообще сделало его близким мне и почти родным: еще бы! Если бы не его критическая насмешливость, я вообще подумала бы, что у меня проблемы с головой, настолько, повторюсь, для меня была страшна и ненормальна бОльшая часть героев романа.
И сюда же я отнесу Агату – умную, вдумчивую, насмешливую, во многом свободную, боящуюся безликости и пустоты – в общем, двойника, или, по их фантазии, «сиамского близнеца» Ульриха.
Мне они показались близкими по многим-многим параметрам (вот только говорили бы они меньше!). Да более того – они мне напомнили (да простят мне эту параллель все, кто со мной не согласится) мой любимый литературный дуэт – князя Андрея Болконского и его сестру княжну Марью. Почему-то уверена, что окажись Андрей и Марья в романе Музиля, они вели бы себя сходным образом.

Что касается проблематики романа... Из нескольких десятков (а может, и сотен) тем, которые так или иначе были затронуты в романе, мне ближе (и понятны) те, в обсуждении которых участвовали мои любимые персонажи – Ульрих и Агата. Я задумывалась вместе с ними над теми или иными вопросами, тоже пыталась докопаться до истины (хм, может, «философическая интоксикация» заразна?!), частенько отвлекалась от текста и подбирала свои аргументы и доводы по данной теме. К таким, взволновавшим меня, вопросам можно отнести дискуссии на тему души и поиска оной, о морали, о преступлении, о любви, о ханжестве...

И последнее, на что я хотела бы обратить внимание, в том числе и свое: стиль Музиля, его язык... Еще раз категорически настаиваю на том, что нельзя оценивать роман как готовое, законченное произведение: я бы предпочла воспринимать всё прочитанное как сырье для возможного романа.
Так вот, в этом сырье есть и оригинальные, и остроумные выражения мысли, порой даже хотелось их обдумать или запомнить себе на будущее. Смотрите сами: «У нее было такое чувство, что улыбка, которую ей удалось изобразить, маячит очень далеко от ее ледяных губ», «Здорового от душевно больного отличает то, что здоровый страдает всеми психическими болезнями, а душевно-больной — только одной», «Чтобы легко пройти в открытые двери, надо учитывать тот факт, что у них есть твердый косяк»...

Эх, хотелось бы еще поговорить о книге, поспорить по поводу каких-либо постулатов, заявленных автором (или персонажем)... Но, вспомнив, как тяжело было пробираться сквозь бесконечные словеса, заставлю себя остановиться.
Друзья! Я готова вам посоветовать эту книгу, но... Но проверьте, выполнена ли у вас хотя бы половина условий, которые я выдвигаю:
1) Вы достаточно прожили, немало повидали на своем веку И/ИЛИ вам свойственно задумываться о жизни, о ее смысле?
2) У вас имеется свободное время (не менее пары месяцев), когда вы смогли бы – не торопясь, со вкусом, с периодическими возвращениями к прочитанному – смаковать то, что вам предложено автором?
3) Вы способны воспринимать книги БЕЗ сюжета?! Да-да, книги, в которых сюжетная линия теряется за множеством (я ж говорю, десятками, а то и сотнями) тем и проблем, активно обсуждаемых на страницах романа?
4) Вы неравнодушны к вопросам политики, у вас имеется своя позиция, свои убеждения о взаимодействии общества и государства?
Если здесь хоть что-то сказано о вас, то – добро пожаловать в мир недописанного романа Роберта Музиля! А я подожду, когда вы напишете свой отзыв о нем...

КНИГА ПРОЧИТАНА В РАМКАХ ИГРЫ «ДОЛГАЯ ПРОГУЛКА», ТУР III, БОНУС.
Спасибо, было трудно, но не бессмысленно!

Дорогая моя команда «Знак четырех»: Вика sola-menta , Вадим serovad , Анатолий strannik102 !
Ох и нелегко это было, сами знаете....
Но... один за всех и все за одного!

Ветка комментариев


Рит, спасибо за рецензию! Я благодаря данному роману создала себе тэг "перечитать", а что.. в 21 год - это одно, в 25/30 - совсем другое)
ну и соответственно рецензию я писала, можете посмотреть мои впечатления.
И про Ульриха написала я, что "без свойств" отчасти потому, что мечется меж двух огней, что с одной стороны, он в обществе, а с другой-против.
Ну если образно :) Это уж как я поняла


Наташ, я прочитала твою рецензию и твой отклик здесь - ну ты молоток!!!! Я горжусь тобой! Честно!
И мне так понравилось, что и как ты написала о книге Музиля! Молодец!
Меня, пожалуй, угнетал дефицит свободного времени и обилие других дел и забот - поэтому чтение было несколько вымученным, насильным...
Думаю, возьми я книгу в обычной обстановке, я бы читала не с таким же удовольствием, что и ты...

Ты знаешь, я думаю, Ульрих не то что бы не хотел менять общество, а, как человек умный, прекрасно понимал, что ему это не под силу. Вот и занял такую позицию - "бессвойственную"))


Спасибо :) не, ну чего мной гордиться: мне понравилось произведение в силу того, что я раньше подобного и не читала, Достоевский совсем другого плана и жанра, Ницше я не читала пока что и т.д. и т.п. То есть это "что-то новое" для меня, необычное, притягательное.
Спасибо еще раз) А по поводу обычной обстановки.. мне бы всё равно понравилось, только можно было бы найти кучу "но", а здесь вообще очень прониклась!.. Прям вот до искорок!
И пять поставила я, потому что новое что-то, такое глубокое, ну и действительно приятно покопаться в таких вещах.

И это тоже, безусловно:) Да и вещь проще всего быть именно таким, каким он и является.. Плыть по течение. Да и привык он так жить. Я смотрю на своих 20-25-летних друзей, и ведь многие такие же точно, как он. И не переделаешь их уже. Плывут по течению и всё, ни слова против, ни слова за, как говорится:)


По поводу того, что делать, если ничего изменить не удается и не удастся.
Я знаешь как себе давно уже ответила на этот вопрос?
Делай что должно - и будь что будет!
Во-первых, и для собственного удовлетворения помогает)) Во-вторых, волей-неволей какие-то перемены вокруг происходят, и к лучшему, и с твоей именно помощью...

Так что: вода камень точит...))


Делай, что должен, и будь, что будет - это еще вроде как Марк Аврелий говорил, а может и до него, а может после. Известная фраза, и очень верная!))
Вот еще есть фраза "Люби Бога, и делай, что хочешь" - тоже верная, и мудрая. Не для атеистов, конечно, но по нравственности)


Ну и соответственно, я верю в то, что всё в нашей жизни не просто так, и надо задавать вопрос не "почему", а "для чего", что я могу с этого вынести :) Так и жить лучше, и винить никого не приходится, потому что любая ситуация - это опыт.


вдогонку добавлю, что Музиль попросту предсказал весь 20 век и вплоть до наших дней - технический прогресс, загруженность делами и внутренняя пустота. духовное обнищание, жизненная пассивность в высшем смысле при внешней постоянной активности...плюс фрейдизьмы, чрезмерное внимание к сексуальным отношениям, проблемам, интерес к извращениям, раскрепощению желаний, какими бы они ни были, оправдание грязных поступков относительностью морали...и при этом ужасная тоска по чему-то такому, чего и объяснить нельзя, но без чего жизнь уже и не жизнь, человек уже не человек.


Ох, вот я тут не знаю даже. Да, мне тоже совершенно не нравится то, что происходит с внутренним миром моих соотечественников и людей чуть старше меня (весь период 20-30-летних нынче). Не отвечаю за всех, но увы, многие не очень хорошие вещи и распущенность коснулась многих из нас. Только некоторые поэкспериментировали и все осознали, а кто-то до сих пор варится в котле из совершенной бездуховности. Но мне ли их судить, я могу лишь направить, показать вектор развития и не способствовать этому, а в частности, не кормить троллей, которые выводят на соответствующие реакции, увы. Хотя вот нынешние идеалы красоты, жизни и мироощущения действительно сводят с ума, в особенности от того, что многие это "хавают" и остаются довольными. Может быть это всё для того, чтобы уравновесить мир. Не может быть мир только профессоров, только философов, только праведников и только блудников. А тут уже жизнь берет коррективы, кто кого и на какую сторону перетянет. Впрочем, это лишь мое мнение)


Пипла хавает, потому что массы народу - может быть, вообще основная масса - себя не уважают и даже не подозревают об этом. Они самодовольны и как раз считают, что отгребают себе по жизни лучшее, а на самом деле низкосортное