9 июля 2023 г. 18:38

369

5 Дилеммы и страдания души современного человека

Книга "Сердце" японского писателя, основоположника современной японской литературы, Нацумэ Сосэки (Нацумэ Кинноскэ) , вышла в свет в 1914 году, за два года до смерти писателя. Данное произведение стало для меня не только первым серьёзным открытием японской литературы, но ещё и первым произведением данного автора. Я рада, что начала своё погружение именно с "Сердца", так как здесь я смогла увидеть сформировавшийся стиль автора, где сюжет построен уверенно и грамотно. К тому же я выбрала версию перевода на русский, сделанную в 30-х годах прошлого века, что мне показалось правильным решением, так как это помогло приблизить моё восприятие к прошлым временам.
Сюжет состоит из трёх больших частей, имеющих довольно лаконичные названия "Учитель и я", "Родители и я", "Письмо учителя". В первой и второй части повествование ведётся от лица молодого студента, который на одном из морских курортов знакомится с так называемым Учителем (в оригинале это скорее всего Сэнсэй, что имеет более широкое значение, чем Учитель в русском языке). Здесь мы можем наблюдать как молодой герой воспринимает отношения с Учителем, какие отношения у него с родителями и каких взглядов на жизнь и общество он придерживается. В третьей же части мы видим более зрелую точку зрения Учителя, которую он выражает в форме собственной автобиографии, отправленной в письме к студенту. В письме он открывает все карты и проливает свет на моменты, которые сбивали молодого человека с толку в время их общения, мотивируя это тем, что он таким образом предостерегает своего последователя от совершения тех ошибок, каких он сам не смог избежать в молодости. Читая последнюю часть книги, я зачастую забывала, что она является всего лишь частью. Прочитав же некоторые критические материалы, оказалось, что и сам автор изначально планировал выпускать книгу только лишь с одной этой историей, но в финальной редакции было принято решение добавить молодого персонажа, последователя Учителя, со схожей судьбой и образом жизни. Помимо основной сюжетной линией фоном произведения выступает реальная историческая сюжетная линия, связанная с правлением Императора Мэйдзи (1868-1912гг). Временные рамки произведения охватывают именно этот переломный момент, в который происходит смена правящего Императора, а, соответственно, и смена эпохи.
Таким образом произведение имеет интересную композиционную структуру, в которой повествование ведут два человека, представителя различных поколений и эпох.
Не буду вдаваться в историческую подоплёку произведения, так как, во-первых, не являюсь человеком сведущим в данной исторической области, а во-вторых и сам автор не ставит фокус повествования на объяснении исторических перипетий.
Меня в первую очередь поразила тонкость и глубина психологизма, которая очень напоминала Достоевского. Особенно ярким и эмоционально сильным эпизодом для меня был тот, когда после череды плачевных событий, молодому Учителю пришло осознание того, что его жизнь никогда не будет принадлежать ему. И эта несвобода будет отныне заключаться не в физических наказаниях и заключениях, а именно в психологических. Он понял, что разрывающее и неутихающее чувство вины, сожаления будет сопровождать его до скончания веков, превращаясь в тень его прошлого, которая не позволит ему двигаться вперёд. Автор настолько искусно изобразил это всепоглощающее чувство апатии и потери всякого интереса к жизни, что оно с легкостью может отозваться в душе каждого. и заставить задуматься о множестве экзистенциальных вопросов.
В заключение могу сказать, что "Сердце" полностью перевернуло моё представление о японской литературе, которое строилось лишь на некоторых рассказах Харуки Мураками, оставившими у меня мягко сказать неприятные впечатления. Одновременная "сырость" повествования и глубина психологизма создают произведение, рассказывающее о реальной жизни и реальной проблеме, которую практически невозможно определить по внешним выражениям и признакам, но которая может иметь огромнейшее влияние на жизнь и внутреннее мироощущение индивидуума.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!