Больше рецензий

10 июля 2023 г. 16:20

147

4.5

В книге представлены довольно обширные сведения о мифологии славян. Причем, как указывает автор, многие поверья сложились уже после крещения Руси, как это ни парадоксально. Как таковых мифологических сюжетов нет, максимум их отголоски в более поздних представлениях.

Упор в книге делается на потусторонние сущности и связанные с ними обычаи и поверья. Как указывает сама автор, за пределами книги остались древний славянский календарь, праздники, а также обычаи, связанные с различной деятельностью (строительством, уходом за скотом, севом, жатвой и т.д.). О высших богах рассказано мало (поскольку их давно подвергли забвению). А вот о всякой нечисти и прочих сущностях вроде души – достаточно.

Я ожидала, что книга будет на уровне справочника. Мол, домовой выглядел так-то, заведовал тем-то, с ним связаны обычаи такие-то. Во многом так, но все же информация разнообразнее, чем можно подумать, исходя из содержания. Автор часто указывает, как различались названия и представления о нечисти в разных местностях, приводит различные былички, иногда – цитаты из древних документов, порицающих идолопоклонничество. Получается неплохое исследование, ориентированное на средних школьников. Из книги можно получить некое представление, как жили наши предки, как совмещали христианство и языческие верования.

Интересно рассказано, как менялись представления о мифологических персонажах под влиянием христианства. Некоторые боги замещались святыми (например, вместо Велеса покровителем домашнего скота стал святой Власий, а гонять молниями чертей вместо Перуна стал Илья-пророк). В устройстве загробного мира смешались языческие и христианские верования. Несмотря на то, что домовые с лешими однозначно перешли в разряд нечистой силы, их старались задобрить, чтобы они не вредили или помогли чем-нибудь. Молитва и крестное знамение оставались на крайний случай.

Нечисть описана весьма обстоятельно. Порадовало, что автор при упоминании устаревших слов объясняет их значение (например, овин, гумно, рига, в которых, соответственно, живут овинник, гуменник и рижник). О некоторых персонажах я слышу впервые, а о других у меня были превратные впечатления (кикимора, оказывается, в доме живет, а не на болоте).

Описаны также ведьмы, колдуны, упыри, знахари. Интересной оказалась глава про заговоренные клады. Неплохая ознакомительная книга: написано по чуть-чуть обо всем. Жаль, что мифология славян столь фрагментарна.

Из минусов – написано суховато, так что напоминает все-таки справочник, хотя потенциал к более увлекательному повествованию явно есть.