Больше рецензий

pilotus

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2014 г. 11:21

73

3

У некоторых авторов военных космоопер традиция – выносить статус героя в титул. Взять Рика Шелли с его «Наемным корпусом» или Дэвида Фэйнтока в приключениях Николаса Сифорта. «Лейтенант» или Надежда гардемарина - вполне себе название. Цикл Serrano Legacy не совсем такой. Он меньше о войне, больше о людях; название у книг соответственное. Вторая часть подсерии о Суизе Эсмей красноречиво названа Rule of Engagement. Значений множество: от «Правил помолвки» до «Правил поведения». У нас: «Правила игры». Какой игры не уточняется.

Повествование ощущается как мелодрама. Эсмей достается ото всех, по делу и нет. Мир восстал и готов раздавить. Она – Атлант: должна выдержать. Не без помощи добрых людей. Счастливый конец? Его координаты уже на карте. Книжка о скромной умнице в любовный роман окончательно не превратилась. Воздух рассекает лишь дух ревности да мимолетные намёки на секс. Ссоры и примирения, расставания и разлучницы в ассортименте. Но по чуть. Порционно. Разбавлены боями и бытом.

Страдать героине придется не одной. Отпрыску богатого семейства с не менее чудным, чем у других именем Брюн Мигер тоже достанется от жизни по полной программе. Особа не слишком приятная – от шаблона избалованной девицы автор решил не отказываться. Она станет вторым персонажем истории. Понятно почему: Мун отводит на раскрытие персонажа по одной книге, затем задействует их как второстепенных персонажей. Это отличительная особенность цикла, да и в жанре явление не частое.

Совсем об Эсмей не забыли. На неё по-прежнему тратятся знакосимволы, но уже не так страстно, как в «Герое поневоле». Как и Брюн, в «Правилах помолвки» она – плоский, невыразительный набросок. Сборище штампов, которым придали смысл когда-то раньше, не сейчас.

Шаблонность всюду. Люди странно себя ведут, высасывают проблемы даже не из пальца – из ствола трухлявого дерева. Через трубочку. Истеричный папаша–политик; начальство, спускающие, собак на Суизу; добрая тетушка, зачем-то спасающая репутацию героини; впавший в инфантилизм мальчик-максималист; завистница и пара соблазнительниц. Штурм здравого смысла отрядом клише, в одеяниях, которые носили ещё герои шекспировских пьес.

Мун не только не избавила роман от старых болячек наивности, но и усугубила ситуацию, убив то доброе, что было раньше: интересного персонажа, за внутренним миром которого приятно следить. Если первую часть субцикла можно было рекомендовать подросткам за прозрачную нравоучительность, то теперь идентифицировать возраст целевого читателя нереально.

Мораль никуда не делась: безногий ветеран, младшая сестрица и добрая тетя научат уму, но кого? Подростков? Едва ли им стоит читать подробности жестоких убийства на глазах у детей, об отрезанных конечностях, изнасилованиях и прочей интересности. Взрослым же простые истины не к чему. Видно, решили угодить всем.

Самое обидное, что при всех недостатках, роман читается бодро и легко. Даже приятно. Хорошо написанная книга, лишившаяся пресловутой изюминки? Пожалуй, что так.