15 июля 2023 г. 14:18

845

5 — Боже, какой прекрасный мир мы загубили...

Только сейчас он начал осознавать, как далеко от своих прежних достижений и завоеваний находится человек. Словно гордо парившая птица, смертельно раненная и опустившаяся на землю, чтобы забиться в щель и, спрятавшись там, тихо умереть.

Прежде всего хотелось бы посвятить оду любви книгам/сериалам/фильмам про апокалипсис/пост-апокалипсис. В подобных историях меня интересует всё и сразу: подробности выживания главного героя(героев), поиск союзников и других выживших, сражение с зомби(или любыми другими детищами апокалипсиса), объяснение катастрофы, в результате которой случился конец света и т.д. Именно поэтому меня, наверное, и потянуло на «Метро...».

Тут некоторые из выше перечисленных проблем уже решены. Люди сплочены для выживания, они неплохо организовали свою жизнь под землёй, многие станции и ветки метро даже превратились в самостоятельные государства с собственной идеологией.

Ещё перед началом чтения я испытала достаточно сильные эмоции. Не знаю, что точно это было: тоска, грусть или же чувство пустоты где-то внутри. Карта на форзаце показывает не только фашистские или "красные" станции, но и станции уже отмершие. Будь они затопленные, заброшенные или разрушенные – люди уже потеряли кусочек пространства для выживания. А ещё тревожнее становится, когда между этими станциями видишь места неисследованные. То есть чисто гипотетически там есть люди, но они не имеют связи с другими населенными станциями.....

Артём у нас типичный главный герой, неидеальный, как правило, к концу истории приходит к истине. Мне он как герой показался каким-то странным, даже сырым, как будто автор плохо его "слепил". Да, есть в нём трусость и в то же время романтические порывы к приключениям, но даже читая его мысли, практически видя всё его глазами, я не понимала его. Может всё это было следствием слегка затуманенного в детстве разума. Словно он сам себя не понимал.

Дмитрию Глуховскому отдельный респект за созданный мир. Одно дело просто сказать, что вот на той станции такие-то живут, на той другие, а совершенно другое провести туда читателей, показать как устроены транзитные станции и торговые, бедные и богатые, как выглядит Полис, Ганза, Четвёртый Рейх. Каждая часть метро удивительна. И люди, живущие там, тоже. Как бы автор их не корил за то, что они разрушили цивилизацию, они невольно создали новую инфраструктуру.

Это книжное путешествие было поразительным. Конечно, больше я узнавала про жителей метро, нежели про случившуюся катастрофу и жизнь на поверхности, но я все равно осталась в восторге. Ведь самое главное в таких книгах не столько бегать от чудовищ/зомби, сколько сохранить себя в борьбе за гуманность, веру и ясный рассудок.

Не менее важная часть книги – Евангелие от Артёма. Эту часть можно назвать своеобразной рефлексией, будто он всю книгу гнался за чем-то (или убегал от кого-то, возможно, от самого себя) и как только получил прозрение и осознал, что всё уже кончено, остановился. Остановился и посмотрел на всю свою жизнь под другим углом, словно он и не жил до этого в своём теле.

Говорят, что к финалу трилогия скатывается, и мне очень хочется проверить так ли это.


Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!