Больше рецензий

18 июля 2023 г. 19:11

121

4 Спойлер

Повесть, которую впервые прочитал 40 лет назад, когда бредил рысаками и бегами. Тогда зашло замечательно, сейчас тоже неплохо, но есть нюансы ))
Разбитая на три части история во временном периоде с 1916 по 1925: тут и Россия дореволюционная, и революция, и Гражданская война, и первые годы Советской власти. В первой части попавшая неожиданным образом к среднему наезднику Лутошкину отличных орловских кровей Лесть готова бежать и брать призы, но владелец - коннозаводчик Бурмин везет ее в завод. Во второй части по времена Гражданской войны Лесть, доведенная до состояния старой клячи, попадает к крестьянину Никите Лыкову. О, чудо: в готовой к погибели кобыле местный ветврач узнает «тетку Крепыша», о чем и сообщает Лыкову. О Крепыше знала вся Россия, и новый владелец вовсю старается выходить кобылу. Затем случается еще одно чудо: Лыков соглашается с доводами представителя новой Советской власти покрыть Лесть не крестьянским битюгом, а рысистым жеребцом. В третьей части воспитанного в деревне и толком не обученного Внука Тальони (сын Лести) привозят в Москву, где он, пройдя курс молодого рысистого бойца, берет приз. Такая вот сказочная история, которая вряд ли могла случиться в реале.
Из понравилось: описание ипподромного быта с его слэнгом, обычаями и укладом. С подковерщиной: игроками-жучками, недобросовестными торгашами, честными и не очень наездниками. С описанием беговых дней и заездов.
Не понравилось (из дня сегодняшнего) отношение автора к коннозаводчику Бурмину. По сути, это один из тех людей, которые все силы душевные (и средства) вкладывали в развитие орловского рысака, и в первой части Бурмин именно таков. Но в части третьей, видимо потакая «текущему моменту» (повесть написана в 1928 году), автор не особо сочувствует оставшемуся благодаря революции нищим Бурмину: он так-же влюблен в рысаков, ради этого и доживает дни, но Ширяев зачем-то унижает его в глазах читателей, сознательно подчеркивая эту нищету и постоянно испытываемый голод. А заканчивает повесть пафосным представлением Бурмину хозяина жеребца Никиты Лыкова. Вот-де мол, кто сейчас хозяин жизни – простой крестьянин может владеть жеребцом хороших кровей. А то, что эти «хорошие крови» создавали беззаветно именно такие бурмины, как-то и подзабыл автор вроде. Да и зачем так откровенно топтать потерявшего все, за исключением веры, человека? Больного льва пинать – дело неблагородное. Осадочек нехороший остался.