Больше рецензий

19 июля 2023 г. 21:51

71

3 ***

Книга состоит из трёх очень разных новелл.
В первой истории средневековая принцесса, которую дядя-тиран воспитал в ежовых рукавицах, волею судеб оказывается среди людей свободных, мыслящих и стремящихся изменить мир к лучшему. Ивонне всё это очень по душе, однако дворцовые интриги не дают ей возможности сосуществовать рядом с теми, другими. И хотя она остаётся в солнечной стороне, но постепенно начинает преобразовывать мир по той модели, в которой выросла.

Вторая история - сжатый любовный роман для дамочек. Вдова Берто и красива, и умна, и хитра, и... много ещё какова. Она состоит из одних достоинств. Ей предстоит обрести счастье в любви. Пожалуй, это всё.

Третья новелла повествует о молодом учёном Павле. И вот тут прямо-таки сложно определить, о чём она. Вроде бы как попытка осмысления человеческой жизни, попытка уловить связь времён, а может про другое что. Трудно сказать. Автор использует приёмы отвлечения, забегания вперёд, но в конце этой истории я, как читатель, всё-таки почувствовала себя обманутой.

Читая "Три персонажа..." понимаешь, что книга написана образованным человеком. Действительно, Ольга Медведкова - искусствовед. Видимо, специалист хороший, грамотный. Писательница демонстрирует знания тонкостей в музыке, архитектуре, интерьере, росписях и пр.

Автор хорошо владеет языком как инструментом, помогающим искусно создать мир, в котором живут герои.

Однако при всём этом, книга, как это часто бывает, когда замахиваются на большое, вроде бы как о многом, а в то же время ни о чём. Дилетантам-читателям всё равно до нюансов создания органной музыки, термины сбивают нас с толку. Рядовой читатель в большинстве своём не бывал в Риме и на слуху у него только Колизей, а потому сложно нам вычитывать названия итальянских церквей да улиц. Нам интересно читать рассуждения доктора, живущего в восемнадцатом столетии, но, к нашему великому сожалению, философия того времени нам малознакома. И уровень образованности после прочтения, увы, не повысится.

Что же до художественности? Вполне себе! Метафор и сравнений - пруд пруди. Главное, яркие такие. Например, трава, похожая на волосы на голове лысого человека. Их хочется расчесать, но что-то там мешает. Ещё? Фиолетовая воздушная плоть персиков. Неплохо? Коньком изогнутая ножка жены барона-миллионера. Как? Для меня громоздко. (До Медведковой я читала австрийца Додерера, того ещё любителя описаний. Но там такая лёгкость, тонкость, а временами такая глубина, что будто бездна...)

Иногда автор задает интересные вопросы (н-р, "какова природа той страсти, коей одержимы издатели древних рукописей?"), однако отвечать на них и не собирается. Так вот и говорит: "Оставим. Пожалеем нашего читателя". Как-то не в том месте нас жалеют, ну да что ж...

Думаю, "Три персонажа..." можно смело отнести к беллетристике. Это упражнения писательницы Медведковой в изящной словесности. Вероятно, она даже неплохо с ними справилась, вот только читатель от этих словесных экзерсисов приобретёт немного.