Больше рецензий

23 июля 2023 г. 11:31

129

3 Étant donnés: 1. La déformation

Если необходимо бросить быстрый взгляд на то, кто такой этот ваш Марсель Дюшан, то его биография, написанная Кро, вполне сойдет, но не более того. Пробежавшись по верхам, узнав кто он и откуда, получив общие представления о круге его общения и паре интересных фактов [большинство из которых окажутся в сносках], делать с этой биографией больше нечего. К большому сожалению, о большом художнике здесь сказано слишком мало.

Мне есть с чем сравнить, когда я говорю о биографии художника, чей гений мне понятен и не поддается оспариванию. Например, монография выпущенная Thames & Hudson, которая содержит в разы больше нужной информации и критический разбор его произведений. Что важно, когда ты знакомишься с художником? Правильно, надо проследить, как в течение всего его творчества трансформировалась художественная мысль, из чего и в что перетекала мысль. А у Кро получилось что-то сродни "ну вот вам писсуар, названный фонтаном - получите. распишитесь". На деле нам-то хочется понять, а откуда вообще родилась, к примеру, эта мысль о редимейдах у их создателей. А здесь госпожа Кро излишне акцентирует свое внимание на эмоциональной стороне дела, сотни раз повторяя свою мысль о том, что Дюшан порвал с живописью из-за неприятия его работы "Обнажённая, спускающаяся по лестнице" на одном из салонов французских кубистов. Хотя интересен другой факт, о котором говорил и сам художник, что с живопись он решил покончить после посещения выставки аэропланов, где ему на глаза попался пропеллер самолета.

Отдельно скажу, что меня раздражают биографии художников, где автор упоминает большое количество других работ, но ни одна не приводится на страницах издания. Получается, что мне каждый раз надо залезать в интернет и искать о чем именно говорится в книге. Пожалейте читателя, богаради, публикуйте сразу все в одном месте.

картинка ARSLIBERA

Étant donnés: 1° la chute d'eau / 2° le gaz d'éclairage

Галопом по Европам бежит Кро и совершенно вскользь проходит по последней работе Дюшана - Étant donnés. Важно знать, что он посвятил ей последние 20 лет своей жизни, понимая, что именно она станет одной из главных загадок его творчества. И, наверное, не стоит думать, как Кро, что вся магия этого произведения заключена в отсылках к Курбе [кто не знает, посмотрите его картину L'Origine du monde (NSFW)], да к его любви к жене посланника Бразилии. Étant donnés настолько шокирует, пугает и озадачивает зрителя, что тут не ограничиваешься, как в случае с французским реалистом, одним вопросом, кто же позировал для произведения. Несомненно больше Кро уделяет внимания работе Дюшана "Новобрачная, раздетая догола её холостяками, даже" (также "Большое стекло"), хотя и тут имеются лакуны, где читатель не может проследить ход мыслей художника, считавшего "Большое стекло" важным этапом в своей творческой биографии.

В общем, если надо познакомиться с арт-сценой и немного узнать о Дюшане, эта биография подойдет, хотя может и показаться скучной. Тем, кто хочет узнать больше, лучше читать или интервью Дюшана, либо другие его биографии, хорошо иллюстрированные (Томкинс, например), но не переведенные на русский язык.


Здесь ещё интереснее