Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

25 июля 2023 г. 21:11

432

0.5 О пустоте, пустоте всеобъемлющей.

«Мы больше не в состоянии думать, вся энергия уходит на то, чтобы не броситься в пустоту».

То была исландская деревушка, где томились четыре сотни одиноких душ. Так и хотелось вместо “одиноких” написать “пустых”, так, мне кажется, было бы вернее, потому что ничего в этих описанных равнодушным писательским пером людях не было, ничего. Впрочем, есть в этом что-то узнаваемое, само это настроение, что витает в похожих на эту непримечательную деревню местах, где во всём и во всех царит один лишь застой, время будто бы остановилось, всё покрылось пылью, всё серо, тускло, равнодушно. Из развлечений – бутылка водки да пересуды, кто с кем переспал, кто с кем подрался, кто на кого косо посмотрел, ведь и правда, обсудить за рюмочкой чужую жизнь – это мы понимаем, это по-нашему, это куда занятнее чем браться за свою собственную жизнь и что-то в ней менять, да и в утреннем похмелье нет ничего плохого, оно избавит от дурных мыслей, от вопиющей тоски, от раздирающего одиночества, а вечером всё по новой; так и живут. Хотя живут ли?..

Казалось, в этой деревне не было ни стариков, ни детей, были одни лишь мужчины и женщины среднего возраста, недовольные вообще всем. Во главе абсолютно каждой истории стоял секс, и ничего зазорного в этом не было бы, если бы было что-то ещё, но нет, больше ничего, только похоть, которую автор попеременно смешивал то с любовью, то с инстинктом (первого нигде не наблюдалось, про второе и говорить нечего, удобная отговорка для людей, обожающих приравнивать себя к безмозглым животным). Характеры персонажей вообще не были раскрыты, внимание уделялось только внешности, я знала какая грудь у какой героини и сколько жировых складок у того или иного героя, это, бесспорно, было очень познавательно, а главное всё объясняло (нет). Так они и жили. Ни стремлений, ни мечт, ничего, и страшно за этим было наблюдать, очень страшно, это и впрямь будто не о людях складывалась песнь, а о животных, запертых в одном загоне (описание скотобойни было весьма в тему, к слову). Да, в подобных местах отчаяние и уныние сжирают, тем паче когда нет возможности оттуда вырваться, но ведь автор явно не об этом хотел поведать, учитывая колчан ядовитых стрел, которые он пускал в сторону других стран, дескать, этот гнилостный запашок, эта загнивающая культура... Но у них-то всё иначе, конечно. Они издевались над парнем, который ходил в красной пижаме и любил рисовать птиц, они следили всем селом за купающейся женщиной при помощи биноклей и хвастались этим, они предавали, изменяли и грезили о насилии, они, в конце концов, убивали собак (давили машинами, расстреливали, да, собакам явно там были не рады), и всё равно гниёт весь остальной мир, но только не их. Не перепутать бы.

Конечно, в этой истории есть хорошие моменты, та же тема одиночества, но седьмое пекло, это было омерзительное чтиво. О, идёт женщина в свитере/платье, она дьяволица/шлюха – и так на протяжении всего повествования. Мужчины чуть ли не падали в обморок, увидев женщину без бюстгальтера и с небритыми подмышками, и то ли это была тонкая ирония, то ли автор редко когда встречал живую женщину, не знаю и, если честно, знать не желаю. Я питаю сильные чувства к скандинавской литературе, но я не могу отнести к ней эту книгу с такой неприятной философией и столь странным проповедничеством, это что-то... другое, то, что впредь читать я не желаю. Я редко когда критикую книги, я верю, что у каждой истории есть свой читатель, но в данном случае... да что тут скажешь? Всё же лучше бы они на месте заброшенной вязальни не ресторан открыли, а библиотеку. То, что у четырёх сотен заблудших душ не было книг, объясняет если не всё, то многое.

«В лесу много думаешь, особенно если через него протекает большая река».