Больше рецензий

nspiricev

Эксперт

Ширяюсь книгами

28 июля 2023 г. 11:43

545

5 Всё не то, чем кажется!

Это было нечто, третий роман Набокова прочитанный мною и он один из самых сильных по сюжету. После “ Приглашение на казнь ” и множества игр с читателем, я уже был подготовлен. И не зря)
“Отчаяние” - представляет собой дневник, который пишет некий Герман Карлович, рассказывая что-то о себе, окружающем его людях и о своей интересной затее. До этого романа никак не воспринимал и не любил эпистолярный жанр, даже скорее ненавидел. Постоянно умирал от уныния и скуки. А тут... Набоков создаёт и пишет увлекательный поток сознания, по нему хочется плыть и нырять в него, для понимания ситуации и мотивов персонажа. Максимально комфортно и интересно. Но то и не удивительно – Набоков подходит с режиссерской педантичностью к написаю сюжета, каждой строчки и пряча ключи от читателя.
Многие в рецензиях говорят, что Вова сам себя восхваляет через персонажа, что в книге много нарциссизма, пафоса и снобизма. И много других моментов. Но здесь всё не то, чем кажется! Надо смотреть глубже и оборачиваться при каждой реплике персонажа. Пока что из всех трёх книг “Отчаяние” полностью показывает, что такое “ненадёжный рассказчик” и как смотреть на его поведение под интересным углом.
Пока пролазил через двухголосные предложения и смыслы, заметил, что наш персонаж боится зеркал. И говоря об этом, само зеркало должно давать прямое и чёткое отражение человека, без размытости и искажений. В этом романе всё двоится, всё имеет двухголосый оттенок. Один из самых главных вопросов – почему наш антигерой боится зеркал? Очень интересно искать ключи и ответы спрятанные в тексте. По факту говоря Герман – это антигерой и антихудожник, он не видит своей уникальности во внешности, не замечает разницы и с прохожими, путает памятники медному всаднику в Питере с памятником в Берлине. А лакей из русского ресторанчика для идентичный официант из ресторана в Праге. Но самое фатальное, что для него левый человек без места жительства сидящий под деревом – это его точная копия, будто когда-то разделённые близнецы. Ему поменять наряд и прихорошиться и вуаля, вылитый Герман.
Забавно наблюдать за этим, понимания, что вот эта “слепота” есть у всех главных персонажей. Измены, любовницы и странное поведение. Даже в лицо этого не видно, как раз из-за этого свойства.
Возвращаясь к теме о снобизме и самовосхвалении. Это не автобиографический персонаж Набокова, а как он сам говорил:

“Без сомнения некоторые мои персонажи, люди прегадкие, но они вне моего Я, как мрачные монстры на фасаде собора – демоны, помещённые там, только чтобы показать, что изнутри их выставили”
. Так что, картина уже другая и всё приписывать к творцу довольно глупо и скучно. И вернувшись к этой картине, Герман слеп и внутренне, он не видит вокруг себя ничего кроме самого себя великолепного. “Внутренний мир Германа — это замкнутый солипсический космос Нарцисса, непричастного к окружающему миру. Глаза Германа как будто покрыты зеркальным слоем амальгамы”
Отдельной темой является Достоевский. В этом романе много “уколов” и “стёба” по отношению к Федору Михайловичу. Но честно, Набоков создаёт впечатление Цундере, когда ты показываешь подобное отношение, но в глубине души любишь крепко. И это прослеживается в использовании, уже упомянутого “двухголосного” слова, то бишь, когда слово персонажа несет в себе информацию двойственную - то, что вкладывает в него герой, и то, что утверждается как истина Автором. Двояка и жанровая структура “Отчаяния”: герою принадлежит повесть — “внутренний текст”, Автору — макротекст романа. Благодаря этому приёму можно проследить истинные чувства и мысли самого гг. Когда он говорит, что “Нет, я ничуть не волнуюсь, я вполнe владею собой”, — читатель, понимает, что чувства и эмоции его в полном раздоре, а ни о каком владении собой и речи нет. А когда заявляет: «Нет, я не сошел с ума», — то это самая явственная из всех возможных признаний безумца. В последних двух случаях само слово «нет» заставляет предполагать, что есть «да» и что именно оно истинно. Забавно. И вот это использование “двухголосного” приёма создаёт в сюжете и повествовании чувство двойственности. Голос Автора летающий где-то рядом и не навязчиво показывающий ненадёжность рассказчика.
Не роман, а головоломка в прямом смысле слова, с максимально красивой экспозицией мира, что героя, что окружающего. Давно так не работал с книгой, чтобы она вызвала такой интерес и погружение это надо постараться, но какой же кайф доставляет законченная интерпретация... Всем советую заходить и копаться глубже, чем есть на самом деле!