Больше рецензий

6 августа 2023 г. 21:49

440

4 А была ли девочка?..

Чарльз пребывает в Лайм, чтобы побыть вместе со своей невестой Эрнестиной. По Лайму бродит слух о женщине французского лейтенанта - молодой гувернантки, которая влюбилась в моряка, а он уехал на родину, но обещал вернуться. Теперь она его ждет, с грустью глядя на море и томно вздыхая. Ни дать ни взять - деревенская сумасшедшая.

Но когда Чарльз лично знакомится с ней лично, то, наоборот, она привлекает своей свободой, своей природной мудростью. С этого и начинается история то ли безумной страсти, то ли безумной любви.

Но с этой книгой все не так просто. Во-первых, здесь автор присутствует в сюжете на полном праве, как будто является еще одним персонажем, и прямо нам и заявляет - я придумал всех этих героев, их не существует, но читайте дальше все равно! Во-вторых, книга имеет несколько концовок - и нам остается выбирать, какая именно нам понравилась больше. Естественно, от каждого финала зависит, как именно мы будем интерпретировать книгу, что подводит нас к выводу - этот роман можно смело называть иммерсивным. Но здесь все не так просто, ведь автор играет с нами, запутывая не текстом, а своим отношением к нему.

И, как часто бывает с постмодернисткими текстами, они захватывают твой разум, но мало воздействуют на сердце. Когда тебе сразу заявляют, что все выдумка, то и переживать о судьбе героев незачем. Просто смотреть на игру и дождаться, чем она закончится.

Отдельно стоит сказать про отсылки из культуры и литературы, из которых соткан текст, как одеяло из заплаток, а также про сам язык - сложный, интеллектуальный, по-шахматному структурированный.

В завершении хочу сказать, что работа, проведенная автором при написании текста, была колоссальной и продуманной больше, чем кажется на первой взгляд. Фаулз, как ни один другой автор, умеет играть, экспериментировать, впадая то в один жанр литературы, то в другой. Своим существованием писатель хочет сказать нам, что все меняется, что литература подвижна, как вода, что можно экспериментировать, пробовать, менять, придумывать новые жанры и течения, а не останавливаться на одном, что нужно служить искусству во всех его проявлениях. Да, литература никогда не будет повторять жизнь, да и не надо, это совсем другой вид существования реальности (а кто сказал, что выдумка менее реальная?).

Совсем в завершении надо сказать, что книгу стоит прочитать хотя бы для того, чтобы считаться образованным интеллектуалом (в узких кругах, разумеется).