Больше рецензий

16 апреля 2014 г. 12:59

579

3.5

Очень занятная книга в разных смыслах.

С одной стороны и сама задумка, и в целом её воплощение очень интересны, полезны и занимательны. Идея состояла в том, чтобы рассмотреть основные комнатные растения в их естественных природных условиях, дать школьникам начальные знания по растениеводству, научить выполнять простейшие ботанические опыты - и всё это автору безусловно удалось. О многих очень знакомых комнатных растениях рассказаны интересные истории, принципы ухода за растениями выводятся логическим образом из условий их жизни в природе. Немало интересных фактов приводится об использовании растений для нужд промышленности в разные эпохи.

С другой стороны...

С другой стороны есть некоторая скомканность, неравномерность повествования. Первые главы - о растениях пустынь - очень обширны и подробны, а чем ближе к концу, тем более сумбурным становится рассказ. В последних главах на нескольких страницах появляются сразу несколько растений - а в начале одной финиковой пальме уделена целая глава.

Кроме того, не знаю, как это читалось в середине 50-х годов, но меня, например, немало раздражала нарочито поучительная манера автора и штампы в стиле Николая Дроздова (которому они простительны, так как являются частью его имиджа и очень сочетаются с его вкрадчивым голосом). Заключительная глава под названием "Вечер с зелёными друзьями", в которой автор даёт советы, как организовать некое мероприятие, на котором юннаты познакомят всех желающих со своими растениями, на мой современный вкус написана просто тошнотворно.

Может быть, и нам с вами, читатель, устроить праздник комнатных растений? Действительно, устроим вечер с нашими зелёными друзьями. <...> На вечер приглашаются юннаты из других школы и все желающие учащиеся вашей школы.
Помещение для вечера украшают цветами и рисунками. Распорядители с цветами или зелёными листочками в петлицах приветствуют и рассаживают приглашённых.
Вечер начинается с "парада комнатных растений".
<...>
Затем выступают члены вашего кружка, каждый со своей группой растений. <...> Выступления докладчиков перемежаются чтением, декламацией соответствующих теме вечера стихотворений и игрой на музыкальных инструментах. Если есть эпидиаскоп, то можно показать на экране интересные картинки из книг.
Хорошо закончить вечер сообщением "Как я ухаживаю за своими зелёными друзьями", с показом основных приёмов ухода за растениями.


И такой слащавости там полкнижки. То юннатка Кира рассказывает своим со-кружковцам о листе бегонии:

Докладчица сияет, довольная своими воспитанниками. Все юннаты восторженно хлопают юбиляру.


То вдруг автор решает сделать комплимент читателям:

Наверное, вы, пока читали эту книгу, стали такими опытными ботаниками, что мне уже нет необходимости делать вам подробные указания, как ставить опыты.


Но венцом всего этого поучительного безумия стала неожиданная ремарка автора, появившаяся в главе, посвящённый плющу.

Недаром такое расположение листьев и называется мозаикой листьев. (Не говорите только: мозайка или мозаика. Нужно произносить: мозаика.)


Смешнее этой ремарки мне лишь однажды попалось примечание к учебнику по теории вероятности, изданному сразу после Великой Отечественной войны для демобилизованных. Там в задаче предлагалось посчитать вероятность чего-то там для стрелков, которым за меткий выстрел давали сколько-то очков, за менее меткий поменьше, а за выстрел в "молоко" - всего лишь 1 очко. В этом месте в тексте появилась сноска на примечание - и я с любопытством пошла его читать. В примечании говорилось примерно следующее:

Наверное, читателей удивит, что стрелку, сделавшему столь неудачный выстрел, присуждается очко. Но следует учесть, что уже тот факт, что стрелку доверено сделать выстрел из оружия, говорит о том, что он проявил себя достойно, а значит, заслужил получить по крайней мере одно очко.


Обожаю советскую научно-популярную литературу!

Если же отвлечься от иронии и вернуться к книге, то тут следует сказать ещё вот о чём. Реалии, приводимые автором, конечно, во многом безнадёжно устарели. Подсказки, как заготовлять торфяную и земляную почву, где взять речной песок и мелкую гальку, идеи сварганить лейку из бутылки и двух стеклянных трубочек, а приспособление для опыления из деревянной палочки, кусочка резинки и проволоки сейчас вызывают в первую очередь улыбку и ностальгию по советским временам у тех, кто их хоть немного помнит. "Если вам удастся раздобыть черенок..." - чудесная фраза. Кроме того, советы по уходу, а особенно размножению растений не очень подходят для домашних условий. Это всё слишком сложно. Если у читателя цель просто почерпнуть знания об уходе за домашними растениями - без претензий на углубление в изучение ботаники - то лучше почитать интернет или современные книги до домашнему цветоводству. Там все необходимые операции рассмотрены с точки зрения "как сделать легче и удобнее", а не как заколебаться с каждым растением по отдельности и со всеми разом.

Но если не обращаться к этой книге как к справочнику, а читать её исключительно как познавательную, можно узнать массу интересного.

Например, в разделе о растениях пустыни рассказывается об американском биологе Бербанке, который вывел быстро-растущий кактус-опунцию без колючек, чтобы использовать его в животноводстве в качестве корма. Но американские капиталисты зарубили идею (влекомые жаждой наживы, разумеется), и разработки пропали втуне.

Даже и не знаю, насколько правдива эта история!

Или рассказ о каучуке, полный кошмарных картин из жизни серингеро - южно-американских сборщиков каучука - и их коллег из Африки. Вот тут, к сожалению, верится, хотя и не хочется.

Очень интересна и глава о фикусах. Мы привыкли к комнатным фикусам, в том числе виду фикус Бенджамина (растение с мелкими листочками), а вот как выглядят фикусы в природе, я до прочтения этой книги не знала.

В общем и целом почитать интересно, но пожалуй, есть смысл читать современное переиздание , выполненное Издательским домом Мещерякова. Думаю, текст в нём всё же отредактирован с учётом нынешних реалий, и более подходит для современного читателя.

Игра "Школьная вселенная" - Второй учебный год.
"Травоведение и звероводство" (биология) .
Класс 2 "А".