Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 августа 2023 г. 23:01

413

4

Современная литература... как бы детектив... ))

Сюжет: прямо по классике - спустя почти двадцать лет бывшая королева класса приглашает нескольких своих бывших одноклассниц встретиться, вспомнить школьные годы... Но есть нюанс - в школе этих девчонок связывали отнюдь не дружеские отношения. Тем не менее все они принимают приглашение и приезжают на встречу в элитный пансионат. На следующий день хозяйку праздника находят убитой...

Ну вот, еще один - как бы - детектив автора. )) Пишу "как бы", потому что, мне кажется, это не столько детективы, сколько такие себе... социально-психологические фантазии... этюды. Хотя, конечно, тут завязка классическая - собираются несколько человек в одном месте, одного убивают, у всех остальных имеются мотивы и возможности... сложные отношения, темные тайны прошлого, все такое. Тут можно хорошо развернуться в детективном плане. А для автора к тому же прекрасная возможность предаться своему любимому копанию в прошлом персонажей, использовать флэшбеки, полифонию - ну, все что сейчас так любят авторы. ))

Впрочем, ничего не скажу. Эта книжка мне действительно понравилась. Интересная интрига, легко читается. Автор в ударе - столько интересных высказываний, наблюдений... Проблемы опять же поднимаются острые. Финальный твист так и вообще выше всяческих похвал. Я заглянула слегка в рецензии - кто-то пишет, что он сразу догадался... Я ни о чем не догадывалась (да меня и не тянет разгадывать предложенные автором детективные загадки непременно раньше того, как все официально разъяснят )) ). Но просто, вот как все шло и развивалось, по мере углубления в эти самые тайны прошлого, как-то это все больше напрягало. А потом вдруг раз - финальный твист - и сразу стало хорошо и правильно. ))

Хотя, конечно, придраться есть к чему. Повествование все-таки выстраивается сильно условное. Но это еще нормально - раз авторский стиль такой... Можно рассматривать, как в некотором роде театральную условность. А вот что лично меня никак не устраивает и сильно раздражает - это напихивание к финалу массы затертых штампов из голливудских боевиков - ну вот эти все... когда на ГГ устраивают покушения, и ее насилу вытягивают, а она все равно ночью в одиночку выбирается в какое-нибудь подозрительное место под лозунгом "мне надо проверить внезапно возникшую версию"... И никому ничего не говорит и не разъясняет, потому что "я должна сначала все проверить и убедиться"! Мне кажется, такие штампы давно уже всем надоели... Хотя ладно, я тут судить не могу - я уже давно как-то не очень люблю детективы-триллеры и очень редко их читаю... (если это не ромфант и фантбоевики, конечно )) ) Может, для фанатов жанра и книжка не в радость, если в ней ГГ не тащится ночью в глубокой тайне выслеживать убийцу. ))

Позабавил пролог - который один в один повторяет такой же пролог из опуса Я.Вагнер в... как там... "Кто не спрятался". Хотя вроде бы Е.Михалкова свою книжку написала раньше (зато Я.Вагнер растянула пролог на много больше страниц )) ) Правда, и тут не могу сказать - не будучи знатоком жанра и последних веяний - вполне возможно такое еще раньше было в каком-нибудь импортном романе? )) (то есть, если что, я не удивлюсь... мне без разницы )) )


«Иногда говорить о прошлом – то же самое, что пытаться пересказать сон. Слова вдруг становятся пусты и бесполезны, как дырявая чашка, в которую нельзя налить ни грамма смысла».
***
«…Окна смотрят желтыми глазами, точно коты, между домов заблудился ветер и рвется куда-то, ища выход».
***
«…Солнце нагрело стол, как будто на нем спала кошка».
***
«- Не сбивай меня с настроя! Я как раз представляла, что я сильный и хладнокровный японский воин. У меня кодекс Бусидо – настольная книга! А тут ты со своими поцелуями!
- Не вижу причин, почему бы одному воину не поцеловать другого воина. Тем более, японскому. И вообще, что это за подготовка такая к встрече одноклассниц! Воин!»
***
«В ней было что-то такое, что трудно передать словами. Как будто ты никогда не знаешь, кто из нее выпрыгнет. Не девочка – тихий омут, нет. Скорее, девочка-джунгли, при этом с ангельской внешностью».
***
«Не доверяю рыжим! Выглядят бесхитростными, но внутри потемки чернее закоулков лисьей норы».
***
«Куда уходит детство, как пелось в популярной песенке. Да никуда оно не уходит! Торчит, сволочь, все время рядом, болтается где-то около левой височной доли. Один укол – и ты снова подросток, жалкий, огрызающийся, уязвимый, как черепаха без панциря. Налет зрелости слетает с тебя, как скорлупа с расколотого грецкого ореха. А там, внутри, ты всегда ребенок».
***
«Эти хрупкие ранимые женщины, даже вырастая, никогда не обучаются давать сдачи. Воздаяние врагу по заслугам? Они даже не поймут, о чем вы! Сто аббатов Фариа могут денно и нощно распинаться перед ними, но из них все равно не выйдет графа Монте-Кристо. Социальные вегетарианцы. Беззубые чудики! Ни клыков, ни когтей, а в качестве компенсации за пережитое унижение – лишь утешительная мысль: «зато я не опустилась до их уровня». Люблю подобных людей: с ними можно делать все, что угодно».
***
«- Из вашего рассказа следует лишь, что Юля Зинчук жаждала справедливости.
- Вот именно! А справедливость и доброта стоят очень далеко друг от друга».
***
«- Ты подрезал крылья полету фантазии, мой приземленный друг!
- Радуйся, что за ногу ее к забору не привязал».
***
«Иногда кажется, что совершаешь злую шалость. А на самом деле протыкаешь человеку внутренности иглой. По какому счету с тебя спросится в будущем – как за иглу или как за шалость? И уверен ли ты, что именно в будущем станешь держать ответ, а не держишь его уже сейчас?»
***
«- Я всегда хотела знать обо всех правду. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» - вот мое убеждение с детства. Поэтому я всю жизнь пытаюсь докопаться до истины. Мне казалось, если я буду знать правду, это убережет меня от чего-то плохого.
- И что, уберегло?
На секунду у нее стало такое лицо, будто она не знает, плакать ей или смеяться.
- Наоборот, - отрывисто сказала она».
***
«Бабкин, в отличие от Илюшина, уважал закон. Макар расследовал преступление из сугубо эгоистических соображений: потому что ему было интересно. Бабкин – ради глобальной идеи: он восстанавливал нарушенную мировую гармонию. При этом один полагал, что работает ради денег, а второй – что он больше ни к чему толком не способен».
***
«Она дождалась: труп врага наконец-то проплыл мимо. Не сказать, чтобы Маша все это время сидела на берегу в напряженном ожидании. В основном она занималась своими делами, лишь изредка поглядывая на несущиеся вдаль волны. Ну и пожалуйста: проплыл. Где торжество? Где песнь? Где джига?
«Но это же совершенно другой труп! Не тот, кто был мне нужен!»
Или это совершенно другой человек сидит на берегу?
«Если долго сидеть на берегу реки, рано или поздно тебе станет безразлично, что по ней плывет, - переформулировала Маша. – И хорошо еще, если всего лишь безразлично! А то завидишь труп врага – и рванешь саженками по воде, чтобы сделать ему искусственное дыхание».
***
«Никогда не протыкайте иглой чужие мыльные пузыри. Вы не знаете, какой из них окажется слишком дорог тому, кто его выпустил».