Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 августа 2023 г. 08:00

289

3.5 «Dance me to the end of love...»

До чего же я люблю такие экзистенциальные трипы, как описанный в этой книге! Должно быть, это волнующе, когда ты можешь позволить себе быть ничем не обремененным представителем какой-нибудь богемной профессии, не иметь финансовых проблем, не знать необходимости ежедневного труда, уехать подальше откуда-то вроде Лондона с его упоительной суетой и на время оказаться вдали от всех на маленьком греческом острове, толком не зная ни языка, ни истории, ни окружения, ни даже того, зачем ты здесь... - на время стать своим в чужой культуре, влекомым лишь древним мифом об Орфее и Эвридике и желающим побыть чистым листом. И совсем не важно, где ты ищешь себя или забвения от себя: это может быть Греция, это может быть Тибет, это может быть Камчатка или Зимбабве. Суть в том, что ты пытаешься по-новому взглянуть на жизнь и иначе - свежо и ново - почувствовать себя живым. А за неимением чего-то совсем уж инакового твоей terra incognita могут стать другие люди, местные локусы и топосы, в которые можно провалиться, как в кроличью нору, не заморочиваясь пониманием причин, просчитыванием последствий, постановкой целей и даже не считаясь с бегом времени.

Вот с таким настроем молодая супружеская пара - Ким и Майк - в этой книге оказывается в замкнутом пространстве маленького острова Маврос, в странном доме на берегу моря. Окунувшись в эту полную надежд атмосферу, читатель в моем лице «ждет уж рифмы “розы”», но в этот момент сюжет сворачивает на тропу почти кастаньедовской банальности. В их dolce far niente, в их блаженное наслаждение моментом внезапно пошлым следом из прошлого врывается супружеская измена, а вслед за ней попытки Майка вернуть все, как было [здесь, дабы проникнуться эмоциями, стоит послушать https://www.youtube.com/watch?v=mPZL-kOs5Ds]. Привычное со времен Э. Хэмингуэя средство для этого – много-много местного алкоголя - на него не действует, и на сцену выходят мистические силы в лице сочувствующего Майку пастуха Манусоса, чей отец был колдуном и в свое время научил его пяти танцам левой руки. Ну и, ясное дело, Майк, преодолевая свою европейскую лень, сомнение и интеллектуальное сопротивление, с трудом учится этим танцам и, встречаясь со своими внутренними демонами, танцует их на некоем Пути Душ, куда его направляют Манусос и таинственная магиса.

Если верить началу, книга хотела быть про смыслы и откровения, про узкую тропу от эроса до агапэ, а на деле оказалась вялым миксом из Дж. Фаулза, К. Кастанеды, У. Джойса. И хотя мне в принципе нравится писательская манера Г. Джойса, насыщенность его текстов метафорами и подтекстами, потенциально способными расширить пространство сюжета, в этот раз насладиться текстом не очень получилось. Местами было волнующе, местами – обманчиво интеллектуально, местами - по-гречески вкусно, но не более того…