Больше рецензий

13 августа 2023 г. 19:24

528

4 Спойлер Справедливость здесь не живёт

Сложно было представить, что книгой, вызывающей обескураженность и множество мыслей, станет весьма монументальный «Городок», такой бледный в своей популярности на фоне «Джен Эйр».

Роман является частично автобиографичным не только в отношении романтической линии: к 1853 году Шарлотта похоронила брата и сестёр, острая тоска и одиночество главной героини столь глубоки, что и подсознательно ощущаешь, насколько писательница понимает, о чём говорит.

Одна из самых ярких и самых внезапных черт для произведения такого рода — несбывающиеся надежды. Не раз видела отзывы «а в чём смысл всю книгу стремиться, если постоянно падаешь?» — а смысл в том, что это и есть жизнь. Любовь уходит. Так называемые друзья забывают о тебе, как только перестаёшь мелькать перед глазами. Несчастным случаям нет дела до твоих ожиданий. Не случайно Люси Сноу пишет эссе на тему справедливости — разве могла Бронте ещё конкретнее указать свою позицию? Как бы отчаянно ни хотелось хэппи-энда, как ни надеешься, что страданиями вымолены светлые дни, они вовсе не обязательно наступят в этой жизни. Остаётся только сцепить зубы и ползти изо дня в день.

Вместе со всей своей обличительностью некоторых дрязг и перипетий маленького города роман изобилует невероятными совпадениями, когда персонажи не иначе как по волшебству оказываются в одном и том же местечке в одно и то же время, множеством прямых и косвенных осуждений тех, кто не англичане — и не мужчины (язвительность Бронте по отношению к женщинам, а особенно к детям, стремится к безграничности), и усиленными религиозными пассажами. Любопытно: множество раз подчёркивается, как осуждают католики Люси Сноу, являющуюся протестанткой, а сама она несколько раз говорит и размышляет буквально о промывании мозга. И тогда лично для меня постоянные отсылки на различные библейские истории выглядели непоследовательно на фоне насмешек в сторону католичества. Впрочем, не исключаю, что это придирка от меня как человека, не слишком-то посвященного в тонкости вероисповеданий. Плюс к этому — не ощущалось некоей гармонии среди фрагментов о персонажах. То сотня страниц об одном, то две сотни о другом, и в какой-то момент теряешь нить, о каком временном промежутке идёт речь, кто эти люди и как они связаны.

Да, в определённой степени это ощущается как предтеча потока сознания, а сам роман, собственно, роман достижения, и внутренняя жизнь главной героини, её наблюдения и сомнения описаны основательно. Однако не покидает ощущение, что Шарлотте хотелось выплеснуть наболевшее. Не могу не согласиться, впрочем, со стремлением Люси к свободе и независимости, к желанию быть не кем-то ниже и тише, а равной.

Как бы сомнительно ни прозвучало, книга впечатлила бы ещё больше, будь сама чуть меньше. Тихоходность хороша, но в крупных объемах, увы, может подутомить.

Книга прочитана в рамках игры «Игры в классики» и в рамках игры «Хогвартс. Магия книг» клуба «Белая сова».