Больше рецензий
14 августа 2023 г. 18:16
430
4.5 Инфернальной гопник и торшер. Как умирают сюжеты
РецензияПредупреждение: 4 балла ставлю за первую половину книги, а 0,5 — за вторую.
Спойлеры!
Приветы всем, поговорим о "Чужаке" Стивена Кинга.
Давно я так не злилась на автора. Но обо всём по-порядку.
Завязка у книги следующая:
"В парке маленького городка Флинт-Сити найден труп жестоко убитого одиннадцатилетнего мальчика. Все улики указывают на одного человека - Терри Мейтленда. Тренер молодежной бейсбольной команды, преподаватель английского, муж и отец двух дочерей - неужели он способен на такое? К тому же у Терри есть неопровержимое алиби: на момент совершения преступления он был в другом городе. Но как мог один и тот же человек оказаться в двух местах одновременно? Или в городе появилось НЕЧТО, способное принимать обличье любого человека?.."
Некоторых читателей оттолкнуло детальное, предельно омерзительное и кровавое описание состояния тела жертвы. Я понимаю их чувства, но кровавость тут оправдана: Кингу нужно было показать всю чудовищность потрясшего маленький городок преступления. Другим потрясением явилось то, что все улики указывали на местную знаменитость — преподавателя и тренера, которого обожали взрослые и дети.
Первая половина "Чужака" великолепна: ты ужасаешься злодеянию, переживаешь за персонажей, ждёшь, что же будет дальше. Дело в том, что выясняется следующее: у Терри железное алиби, он явно был в другом городе на момент убийства. А вот к показаниям свидетелей из городка у следователей появляются вопросы.
Начинают звучать истории о доппельгангерах, вспоминается «Вильям Вильсон» Эдгара По.
Попутно Кинг замечательно пишет про накал страстей, когда вчерашнему герою больше не верят, страх и ненависть к нему копятся в душах людей. Всё это выливается во вспышку насилия и гибель Терри (а ты-то уже проникся к нему!). Ты расстраиваешься, но читать по-прежнему интересно.
Следствие обнаруживает ниточки, ведущие в другой город...
Но тут сюжет начинает загибаться. Дело в том, что Кинг вводит в него частного детектива Холли Гибни.
Я понимаю, что
«Роман напрямую связан с трилогией Стивена Кинга о Билле Ходжесе («Мистер Мерседес», «Кто нашёл, берёт себе» и «Пост сдал») — одним из главных героев «Чужака» является частный детектив Холли Гибни, героиня этой же трилогии».
Да и героиня она достаточно приятная, глубокая, со своими тараканами, но тараканами мне понятными.
Проблема в другом: поскольку Холли уже знакома со сверхестественными явлениями, она неприлично быстро разбирается в причинах произошедшего. И эта скорость меня разозлила. И художественно это выглядит нелепо, и логически: если предположить, что человек действительно столкнулся с чем-то инородным, он не обязательно в курсе всего бестиария.
Было бы понятно, если б поиски Холли затянулись, но она сразу же (!) после того, как ей рассказывают известные на тот момент факты, берёт с собой фильм именно о нужной нечисти. При том, что по сюжету большую часть жизни она расследует вполне материалистические дела. И далее практически все её умозаключения оказываются верными.
Начинаются приключения Мэри Сью. "Мэри Сью", ибо несмотря на проблемы со здоровьем и умением красиво одеваться, Холли — на редкость умна, сообразительна, Интернетом умеет пользоваться лучше полицейских и т.д. В принципе, она могла бы одна завершить расследование и Кингу не пришлось бы париться с остальными, всё более ненужными персонажами.
Выясняется, что мальчика и детей в других городах убил Эль Кукуй. По Кингу это вроде бы — некогда человек, решивший жить вечно и, по совету какого-то мудреца, начавший пить кровь и есть плоть детей, обмазываться ей и т.д.
Отмечу также, что одним из детективов чисто случайно оказывается мексиканец. Он, конечно, в курсе всех деталей про чудище.
У Эль Кукуя (собственно, это и есть "Чужак") есть умение принимать облик других людей, просто оцарапав их. То есть Чужак сталкивается с каким-то человеком, будто случайно царапает его, принимает его облик (на это уходит несколько недель) и под этой личиной творит свои злодеяния, попутно всячески подставляя "скопированного". Того потом арестовывают, Чужак же принимает другой облик, перемещаясь так из города в город на протяжении сотен лет.
Сюжет интересный, опять же, раскрывают нам его неплохо. Но, оказывается, наряду с детской кровью и плотью, Чужак питается ещё и негативным эмоциями, и, если уж совсем припрёт, койотами и змеями. И вообще он редкостный жрун. Здесь теряется часть инфернальности злодея, ИМХО, лучше б было, если б он питался раз в несколько месяцев, но только людьми.
Ещё Чужак на редкость туповат, потому что на протяжении сотен лет никто (!) не вздумал его ловить. И ладно в наше время: в него, мол, никто не верит, он и рад. Но в прошлые века-то верили ещё как...
Смерть сюжета наступает тогда, когда Чужак едет за очередным "скопипащенным" человеком в Техас и залегает там в пещеру, ставшую братской могилой для туристов и пытавшихся спасти их людей. За ним отправляется команда мечты: Холли, двое детективов от полиции, адвокат покойного Терри и нанятый адвокатом следователь. Герои идут в пещеру, а я пока вспоминаю "Оно" и "Безнадëгу". На героев нападает завербованный Чужаком пьяница-детектив по имени Джек.
Персонаж по имени Джек, имеющий проблемы с алкоголем и попавший под влияние злой силы. Где-то я такое видела.
Отдельная история с "вербовкой" Джека: мне совершенно не ясно, почему Чужак не мог поступить так же с остальными персонажами. Объяснения Кинга, что, мол, у злодея мало сил, не кажутся слишком убедительными.
Ну, ладно: Джек повержен, двое хороших убиты, один ранен, а Холли и детектив Андерсон (это он арестовывал Терри, поэтому испытывает чувство вины и хочет восстановить справедливость) лезут в пещеру.
В пещере они находят торшер (зачем торшер существу, из глаз которого исходит сияние, мне неведомо), кровать, холодильник. Кстати, интересно, что до этого Чужак покупал ещё книгу на вокзале — про любовь, что ли, читает в свободное от поедания детей время?
Хозяин торшера тоже тут. Я не понимаю, зачем он вышел встречать явно желающих его убить героев, если в пещере куча мест, чтоб спрятаться? Сделал бы вид, что сбежал, и дело с концом.
Но отжимающий у людей внешность инфернальный гопник нахален: заявляет, что поскольку стрелять в пещере опасно из-за возможного обвала, он непобедим. Что люди могут караулить его на улице (когда он снова захочет есть), он не думает.
И тут начинается агония сюжета: Холли оскорбляет Чужака. Я бы поняла, если бы она применила против сверхъестественного существа какое-нибудь найденное на просторах Интернета древнее заклинание, но всё значительно нелепее. Холли обзывает Эль Кукуя "педофилом", тот расстраивается (!) и начинает с ней спорить. Не понимаю, какая ему разница, кем считают его какие-то люди.
Но это ещё не самое нелепое: хрупкая женщина начинает бить Чужака по голове носком, набитым шариками от подшипников (!). Чужак разваливается на глазах, из него лезут какие-то красные черви, его лицо по очереди сменяется лицами ранее скопированных им людей (тут вспоминается "Сияние" и смена лиц Джека).
А последнее, настоящее лицо Чужака оказывается обычным и невыразительным (привет, Человек в чёрном из "Тёмной башни").
Холли с Андерсоном убегают.
Дальше Кинг пытается создать интригу с галлюцинациями про этих червяков и мыслями героев, сколько таких вот Эль Кукуев гуляет по свету, но всё это бессмысленно — сюжет уже мëртв.
Хорошо хоть невиновность несчастного Терри в итоге доказали.
Признаться, мне было тяжело дочитывать последние страницы "Чужака", настолько происходящее на них бессмысленно. Жалко, что великолепное начало (с чистой совестью ставлю за него 4) так бесславно погибло.
Я согласна с мнением, высказанном в другой рецензии: уж лучше бы убийцей действительно оказался Терри и вместо мистики читатели бы получили историю про хитрого маньяка.
Спасибо за внимание!
Комментарии
а убийцей оказался торшер )))))
Это было бы лучшей концовкой ))