Больше рецензий

14 августа 2023 г. 18:16

430

4.5 Инфернальной гопник и торшер. Как умирают сюжеты

Предупреждение: 4 балла ставлю за первую половину книги, а 0,5 — за вторую.

Спойлеры!

Приветы всем, поговорим о "Чужаке" Стивена Кинга.

Давно я так не злилась на автора. Но обо всём по-порядку.

Завязка у книги следующая:

"В парке маленького городка Флинт-Сити найден труп жестоко убитого одиннадцатилетнего мальчика. Все улики указывают на одного человека - Терри Мейтленда. Тренер молодежной бейсбольной команды, преподаватель английского, муж и отец двух дочерей - неужели он способен на такое? К тому же у Терри есть неопровержимое алиби: на момент совершения преступления он был в другом городе. Но как мог один и тот же человек оказаться в двух местах одновременно? Или в городе появилось НЕЧТО, способное принимать обличье любого человека?.."

Некоторых читателей оттолкнуло детальное, предельно омерзительное и кровавое описание состояния тела жертвы. Я понимаю их чувства, но кровавость тут оправдана: Кингу нужно было показать всю чудовищность потрясшего маленький городок преступления. Другим потрясением явилось то, что все улики указывали на местную знаменитость — преподавателя и тренера, которого обожали взрослые и дети.

Первая половина "Чужака" великолепна: ты ужасаешься злодеянию, переживаешь за персонажей, ждёшь, что же будет дальше. Дело в том, что выясняется следующее: у Терри железное алиби, он явно был в другом городе на момент убийства. А вот к показаниям свидетелей из городка у следователей появляются вопросы.

Начинают звучать истории о доппельгангерах, вспоминается «Вильям Вильсон» Эдгара По.

Попутно Кинг замечательно пишет про накал страстей, когда вчерашнему герою больше не верят, страх и ненависть к нему копятся в душах людей. Всё это выливается во вспышку насилия и гибель Терри (а ты-то уже проникся к нему!). Ты расстраиваешься, но читать по-прежнему интересно.

Следствие обнаруживает ниточки, ведущие в другой город...

Но тут сюжет начинает загибаться. Дело в том, что Кинг вводит в него частного детектива Холли Гибни.

Я понимаю, что

«Роман напрямую связан с трилогией Стивена Кинга о Билле Ходжесе («Мистер Мерседес», «Кто нашёл, берёт себе» и «Пост сдал») — одним из главных героев «Чужака» является частный детектив Холли Гибни, героиня этой же трилогии».

Да и героиня она достаточно приятная, глубокая, со своими тараканами, но тараканами мне понятными.

Проблема в другом: поскольку Холли уже знакома со сверхестественными явлениями, она неприлично быстро разбирается в причинах произошедшего. И эта скорость меня разозлила. И художественно это выглядит нелепо, и логически: если предположить, что человек действительно столкнулся с чем-то инородным, он не обязательно в курсе всего бестиария.
Было бы понятно, если б поиски Холли затянулись, но она сразу же (!) после того, как ей рассказывают известные на тот момент факты, берёт с собой фильм именно о нужной нечисти. При том, что по сюжету большую часть жизни она расследует вполне материалистические дела. И далее практически все её умозаключения оказываются верными.

Начинаются приключения Мэри Сью. "Мэри Сью", ибо несмотря на проблемы со здоровьем и умением красиво одеваться, Холли — на редкость умна, сообразительна, Интернетом умеет пользоваться лучше полицейских и т.д. В принципе, она могла бы одна завершить расследование и Кингу не пришлось бы париться с остальными, всё более ненужными персонажами.

Выясняется, что мальчика и детей в других городах убил Эль Кукуй. По Кингу это вроде бы — некогда человек, решивший жить вечно и, по совету какого-то мудреца, начавший пить кровь и есть плоть детей, обмазываться ей и т.д.

Отмечу также, что одним из детективов чисто случайно оказывается мексиканец. Он, конечно, в курсе всех деталей про чудище.

У Эль Кукуя (собственно, это и есть "Чужак") есть умение принимать облик других людей, просто оцарапав их. То есть Чужак сталкивается с каким-то человеком, будто случайно царапает его, принимает его облик (на это уходит несколько недель) и под этой личиной творит свои злодеяния, попутно всячески подставляя "скопированного". Того потом арестовывают, Чужак же принимает другой облик, перемещаясь так из города в город на протяжении сотен лет.

Сюжет интересный, опять же, раскрывают нам его неплохо. Но, оказывается, наряду с детской кровью и плотью, Чужак питается ещё и негативным эмоциями, и, если уж совсем припрёт, койотами и змеями. И вообще он редкостный жрун. Здесь теряется часть инфернальности злодея, ИМХО, лучше б было, если б он питался раз в несколько месяцев, но только людьми.

Ещё Чужак на редкость туповат, потому что на протяжении сотен лет никто (!) не вздумал его ловить. И ладно в наше время: в него, мол, никто не верит, он и рад. Но в прошлые века-то верили ещё как...

Смерть сюжета наступает тогда, когда Чужак едет за очередным "скопипащенным" человеком в Техас и залегает там в пещеру, ставшую братской могилой для туристов и пытавшихся спасти их людей. За ним отправляется команда мечты: Холли, двое детективов от полиции, адвокат покойного Терри и нанятый адвокатом следователь. Герои идут в пещеру, а я пока вспоминаю "Оно" и "Безнадëгу". На героев нападает завербованный Чужаком пьяница-детектив по имени Джек.

Персонаж по имени Джек, имеющий проблемы с алкоголем и попавший под влияние злой силы. Где-то я такое видела.

картинка sholokhova_

Отдельная история с "вербовкой" Джека: мне совершенно не ясно, почему Чужак не мог поступить так же с остальными персонажами. Объяснения Кинга, что, мол, у злодея мало сил, не кажутся слишком убедительными.
Ну, ладно: Джек повержен, двое хороших убиты, один ранен, а Холли и детектив Андерсон (это он арестовывал Терри, поэтому испытывает чувство вины и хочет восстановить справедливость) лезут в пещеру.

В пещере они находят торшер (зачем торшер существу, из глаз которого исходит сияние, мне неведомо), кровать, холодильник. Кстати, интересно, что до этого Чужак покупал ещё книгу на вокзале — про любовь, что ли, читает в свободное от поедания детей время?

Хозяин торшера тоже тут. Я не понимаю, зачем он вышел встречать явно желающих его убить героев, если в пещере куча мест, чтоб спрятаться? Сделал бы вид, что сбежал, и дело с концом.

Но отжимающий у людей внешность инфернальный гопник нахален: заявляет, что поскольку стрелять в пещере опасно из-за возможного обвала, он непобедим. Что люди могут караулить его на улице (когда он снова захочет есть), он не думает.

И тут начинается агония сюжета: Холли оскорбляет Чужака. Я бы поняла, если бы она применила против сверхъестественного существа какое-нибудь найденное на просторах Интернета древнее заклинание, но всё значительно нелепее. Холли обзывает Эль Кукуя "педофилом", тот расстраивается (!) и начинает с ней спорить. Не понимаю, какая ему разница, кем считают его какие-то люди.

Но это ещё не самое нелепое: хрупкая женщина начинает бить Чужака по голове носком, набитым шариками от подшипников (!). Чужак разваливается на глазах, из него лезут какие-то красные черви, его лицо по очереди сменяется лицами ранее скопированных им людей (тут вспоминается "Сияние" и смена лиц Джека).

А последнее, настоящее лицо Чужака оказывается обычным и невыразительным (привет, Человек в чёрном из "Тёмной башни").

Холли с Андерсоном убегают.

Дальше Кинг пытается создать интригу с галлюцинациями про этих червяков и мыслями героев, сколько таких вот Эль Кукуев гуляет по свету, но всё это бессмысленно — сюжет уже мëртв.

Хорошо хоть невиновность несчастного Терри в итоге доказали.

Признаться, мне было тяжело дочитывать последние страницы "Чужака", настолько происходящее на них бессмысленно. Жалко, что великолепное начало (с чистой совестью ставлю за него 4) так бесславно погибло.

картинка sholokhova_

Я согласна с мнением, высказанном в другой рецензии: уж лучше бы убийцей действительно оказался Терри и вместо мистики читатели бы получили историю про хитрого маньяка.

Спасибо за внимание!

Комментарии


а убийцей оказался торшер )))))


Это было бы лучшей концовкой ))