Больше рецензий

DaiyaVers

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 августа 2023 г. 01:02

664

3 Ты или твой ребенок?

Будущее — смерть побеждена. Как чума или оспа, она скорее страшилка для детей, а не реальная угроза. Но в мире без старости возникает новая проблема - перенаселение. Европа решает, что отныне каждый может оставаться вечно молодым, но рождение детей строго контролируется - жизнь ребенка взамен на бессмертие одного из родителей. Но если бы люди соблюдали правила, то у нашего главного героя не было бы работы.

Традиционно, выделяю триггерные (неоднозначные, противоречивые, вызывающие отторжение и другие негативные эмоции) темы, которые встречаются в книге*:
—Упоминание и описание сексуального насилия;
—Физическое, психологическое, сексуальное насилие над детьми;
—Убийства и самоубийства;
—ЛГБТ;
—Абьюз;
—Обсценная лексика.

У главного героя, Яна, жизнь трудна с самого детства и проблему он видит в родителях, их выборе дать ему жизнь, а не сделать аборт. Теперь он вырос, прошел интернат и стал тем, кто забирает бессмертие и незаконных детей у нерадивых пап-мам. В графике секс в борделе (гордо расположившимся в бывшей церкви) - алкоголь - снотворное - работа всплывают ретро перспектива жизни в приюте, которая весьма удачно объясняет мотивацию и поступки коллег героя. У Яна едва ли можно найти моральные ограничения, но все меняется с появлением любви, к которой я ещё вернусь. Этот сюжетный поворот придется со скрипом притягивать за уши, чтобы не потерять нить логики. Зато складывается юмористичная картина - главный герой не понимает откуда вдруг у него, лишённого мотивации и планов, появляется стимул противоречить системе и ставить под сомнения абсолютный авторитет, так и читателю приходиться недоумевать о происходящем.

Мир на страницах будущего сводится к  "злачное-злачное место, где невообразимых высот башни уничтожили зелень, а на ее место разместили реплики из композита." Создав бессмертие люди застопорились. Пропали учёные, которые будут пытаться освоить другие планеты. Нам сказали, что когда-то попытки покинуть Землю не принесли результатов и примите это как факт, дальше никакого развития нет. Пропали деятели искусства. Мир вошёл в состояние вечной молодости и беззаботности. Получается нечто цельное, что можно представить в виде снежного шарика на полке и рассмотреть со всех сторон.

Массовку можно разделить на несколько групп.  Бессмертные юноши и девушки, вобравшие в себя все устрашающие рассказы бабушек про алкоголиков, беспорядочные половые связи, наркотики и бесконечные гулянки - массовка из башен. Далее хитрые, но трусливые политики, которые держат образ порядочных людей для публики, а на своих собраниях обсуждают как хорошо иметь любовниц и зарабатывать. Бессмертные Аполлоны и Афродиты - травмированные дети, которые выросли инструментами в руках политиков, затормозить их может лишь страх быть убитым своими же. Солнечные, добрые, но совершенно не задумывающиеся о проблемах пропитания, энергоснабжения и прочих "мелочах" люди. Последняя группа хочет и бессмертными быть, и сотни потомков на свете держать, но именно к ним Глуховский уверенно подталкивает Яна.

Сам текст ухабистый, неровный, полный бессмысленных описаний и того самого графоманства, которое в свое время я пропускала в трилогии "метро". Читателю опишут внешность всех окружающих, трещинки на стене, миллион раз укажут на то, что окружение яркое, но не настоящее, а все вокруг упирается в экраны. Затянутые и абсолютно не влияющие на сюжет описания пола и потолка сменяются скачкообразными побегами главного героя, которого хочется поймать за ворот и попросить хоть немного пояснить свои действия и мотивацию, но автор заботливо ломает четвертую стену и через мысли главного героя обращается к читателю: - я не знаю почему так делаю, что меня ведёт и зачем.

Любовная линия также, как и действия героя, объясняются приведенной выше фразой - откуда взялась, почему окрепла, на чем основана знать не дано никому, а случайные половые связи вызывают ещё больше вопросов.

Однако, приятное и завлекающее здесь тоже имеется, а именно поднятые философские темы. В разговорах между героями разных фракций больше информативности и вкуса, чем во всей остальной книге. Раскрытие разных взглядов на тему "кому положено бессмертие и за что" радовало меня и вновь втягивало в чтение. На отдельных аргументах персонажей я сидела и размышляла вместе с Яном - какая же позиция верная и как прийти к лучшему выбору для всех?
В "будущем" можно обнаружить множество противоречивых, будоражищих сознание тем, сконцентрировав внимание на диалоги и фоновые события, но если бессмертие в нашем салате лежит целым овощем, то остальная нарезка размером с косточку винограда.

Финал оказался на редкость приятным. Ты ждёшь какого угодно решения от героя, но не того, что он находит. Правильный он выбор сделал или нет - придется решить каждому читателю, но это явно глоток свежего воздуха после ста завершающих страниц, где логика то появляется, то убегает, то искажается в каком-то невероятном гимнастическом трюке.

С этой книгой отношения вышли двоякими - она наполнена темами, которые можно разворачивать и размышлять, философствовать и взвешивать аргументы за и против, но стиль повествования грубый, обрывистый, несколько раз вступающий в повторяющийся цикл событий ради пустых метаний героя. Приходит сравнение с гигантским резервуаром с промышленной водой - отчистить можно, но затраты того не стоят, когда есть другие варианты.

*Мной упоминаются наиболее часто отмечаемые темы, которые вызывают отторжение к книге.