Больше рецензий

21 августа 2023 г. 13:10

267

5 Недетская книга о детстве

Книга попала в самое сердце и не хочет отпускать. Она абсолютно прекрасна, несмотря на ужасы, которые в ней творятся. Благодаря тому, о чем на самом деле эта книга. И чувству светлой грусти, которое она дарит в итоге.

«Оно» - для меня, прежде всего, это книга о светлой и искренней дружбе и любви. О важности, хрупкости и мимолетности детства, из которого все мы вышли. И о боли, которую взрослые люди причиняют. Друг другу и, конечно, детям, иногда ломая их непоправимо, как это случилось, например, с Генри Бауэрсом.

Для меня сам монстр Оно - это метафора, а потому не так важно, какова его истинная форма, откуда Оно пришло и какого Оно, черт возьми, пола. Это метафора той самой боли, ненависти, жестокости, которые порождают страх у одних и безразличие у других. Всего плохого, что люди могут делать, и делают друг другу испокон веков. И да, конечно, главный монстр к книге не Оно, а сами люди. Ведь это вовсе не страшная сказка про бабайку в шкафу. Да и вообще, книга эта не для детей, а для тех, кому нужно помнить о том, как они этими детьми были.

Описания детства героев, весь «Клуб Неудачников» - это просто любовь. Все семеро главных персонажей невероятно прекрасны. То, как они сплочены; как они принимают друг друга со всеми «недостатками», за которые другие издеваются над ними и даже избивают их; как готовы бросится на выручку друг другу, несмотря ни на какие опасности; как готовы даже умереть друг за друга. Это потрясающе. Хотела бы я в детстве иметь таких друзей. Хотя бы парочку, не говоря уже о семерых! Я так их полюбила, что было так жаль расставаться с ними, именно в их детских ипостасях. Хотя, конечно, и повзрослев, они остались собой, сохранили в себе кусочек тех детей, иначе ничего бы у них и не вышло.

Встреча героев уже взрослыми после долгих 27 лет разлуки, то, как они постепенно вспоминают детство с его совместными радостями и ужасами - тоже очень щемящие моменты. Это намекает нам о том, как мало мы вспоминаем и помним о том времени, которое сделало нас теми, кто мы есть, о нашем детстве.

Тот факт, что повествование скачет по двум временным линиям, которые в конце идут практически параллельно, мне никак не мешал читать, а даже наоборот. Именно этот авторский ход сделал финальную часть столь напряженной, что оторваться от нее было невозможно.

Что касается сцены ближе к финалу, которая так шокировала многих, той, в которой рассказывается, как герои выбрались из тоннелей в первый раз, в детстве. Что ж, я тоже была вначале шокирована, очень уже это неожиданно и странно. Но затем я поняла, что шокирует это потому, что взрослые люди придают этому совсем другой смысл. Отсюда и слово, которым многие в рецензиях назвали это событие - детская оргия. Но это вовсе не она. Именно потому, что это дети, такие маленькие дети, в этом нет вообще никакой пошлости. Это акт дружбы, чистой любви друг другу и акт жизни. Ведь только так они смогли обрести ту связь, которая и позволила им выбраться и спастись. Возможно это также и акт прощания с детством, которое начинает рушиться после всех пережитых этими детьми ужасов.

Я читала достаточно книг Кинга, чтобы понимать, что он не извращенец, и отнюдь не педофил. И он, конечно, понимал, насколько шокирующей будет эта сцена для читателей. Так, может быть, прежде чем кидать помидоры в автора и записывать его в порнографы, стоит подумать о том, почему нас так шокирует именно акт любви (настаиваю, чистой без похоти и наивной любви) в книге, полной насилия, злобы, ненависти и жестокости буквально всех ко всем.

Как по мне, Кинг пишет не мистику. Кинг пишет социальные психологические драмы, где мистика, фантастика, магия - только декорации для изображения глубоких и болезненных проблем человека и общества. Мистика и прочее в этих книгах скорее для увлекательности сюжета, ну и, конечно, это особый почерк автора, который хочет сохранить в себе самом и в своих читателях частичку детства.

100 из 10