Больше рецензий

22 августа 2023 г. 18:08

114

5 СЫНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

Пожалуй, Геракла можно назвать самым популярным мифическим персонажем. Имя этого героя стало нарицательным и известно даже тем, кто не любит мифы Древней Греции. Лично я в детстве обожала древнегреческую мифологию, рассматривала до дыр иллюстрированные энциклопедии о ней. Однако мифы конкретно о Геракле мне казались самыми скучными. Мне было мало интересно читать про сына Зевса и смертной женщины, который с самого детства проявлял невероятную физическую силу и храбрость, в отличие от своего канувшего в лету брата-близнеца от человеческого отца. Двенадцать подвигов Геракла, его бесчисленные победы в битвах меня не трогали и казались однообразными.

Несмотря на это, альтернативная биография древнегреческого героя в интерпретации писателей Олди меня всегда манила. Ведь что если герой был не один, а двое? Если знаменитую змею в младенчестве убили две маленькие правые руки?Что если герои были не великими полубогами, а обычными людьми, которые мечтали и страдали? Если брат-близнец Ификл ничем не уступал Гераклу по силе и храбрости? И только он мог сдерживать приступы безумия Геракла, надвигающиеся во время человеческих жертвоприношений. Такая история гораздо интереснее.

«… ибо даже великие герои страдают от жары подобно последним рабам, и это наводит на неутешительные мысли о всеобщем равенстве.»

«Герой должен быть один» я хотела прочитать очень давно. И не зря, потому что роман, соединяет в себе столь многое, что мне нравится в литературе. Как и в «Евангелие от Иисуса» Сарамаго, здесь мы под другим углом смотрим на давно известную историю, читая изрядно отличающийся от традиционного вариант происходящих событий. Например, о самих подвигах Геракла, которым уделено много внимания в мифах, в романе Олди вы почти ничего не найдете. Зачем писать о том, что и так всем известно? Зато вы узнаете подробности о детстве героев, их дружбе с Гермесом и борьбе с Одержимыми Тартаром, затеявшими страшную кровавую игру, чтобы вернуть Павших на Олимп.

«…и Лукавый вдруг понял, глядя, как Алкида рвет черной желчью, что сейчас братья похожи как никогда – немыслимо, невероятно похожи…один – окаменев в почти божественном усилии, другой – корчась в почти чудовищной муке; Ификл и Алкид, Олимп и Тартар, две жертвы одного алтаря, две раны одного тела, несчастные мальчишки, зачатые на перекрестке слишком многих помыслов, надежд и великих целей.»

Роман Олди богат на харизматичных и выразительных персонажей, которых можно и полюбить всей душой, и также страстно возненавидеть. Меня больше всего впечатлили даже не братья-гераклы, а их отец. Нет, не Зевс, повелитель грома и молний, а человек. Амфитрион стал олицетворением мужества и силы людей, с которой нельзя не считаться. Будь ты хоть разбушевавшейся стихией, многотысячной армией, немыслимым чудовищем и даже олимпийским богом, бойся, если посмеешь встать на пути у этого жестокого и упрямого человека. Смертельной опасностью станет Амфитрион для тех, кто посмел вершить его судьбу, посягнуть на любимую женщину и ЕГО детей. Именно глазами этого персонажа мы часто смотрим на героев-близнецов и их приключения. И именно с ним связан умопомрачительный сюжетный поворот, во многом благодаря которому мне так полюбилась книга.

«…И жалел Амфитрион лишь об одном. Что за долгие годы жизни своей, жизни внука Персея, сына одного из царей микенских, воина, убийцы поневоле, изгнанника, мужа, полководца-лавагета, – что за эти годы он не научился двум вещам. Прощать обиды и гордиться милостью с чужого плеча. Он мрачнел, клял свою гордыню и пил по ночам.»

Нельзя не отметить божественных персонажей Олди, ведь и они получились невероятно яркими и запоминающимися. Что стоит один только Гермес, вечно юный мальчишка с глазами старика. Плут, озорник, покровитель воров, он, как и все архетипичные трикстеры, гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, может испытывать сильные чувства привязанности и быть верным.

«— Эх, Гермий, Гермий. — Мальчик с сожалением потряс пустой кувшин и, так и не добившись от него ни капли, зло пнул кувшин ногой. — Зря ты, дружок, с нами связался! Любить выучился — так, глядишь, и умирать научишься… Странно: у такого отца и такой сын! В деда ты, видать, пошел, Лукавый, в Атланта-Небодержателя…»

Роман Олди я бы однозначно стала советовать не только любителям фэнтези и фантастики, но и ценителям сильных драматических историй, не боящимся остаться в конце с растерзанной в клочья душой. Ведь воины, даже самые умелые, погибают в битвах, смертные женщины старятся, безумие безжалостно даже к самым близким, а герой должен быть один, пусть и было их двое.