Razanovo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 августа 2023 г. 00:44

734

4.5 Тихо над Альгамброй. Дремлет вся натура

Сюжет романа незамысловат.

затравка, но без спойлеров, можно смело читать

В престижном районе древнего города Севильи стоит на дорогой земле старая, постепенно разрушающаяся церковь Пресвятой Богородицы, слезами орошённой. Управляющий коммерческого банка Пенчо Гавира спит и видит, как бы эту церквушку снести, а землю отдать под застройку. От успеха этой комбинации зависит будущее Пенчо в банке. И вроде бы уже он со всеми договорился: архиепископ севильский Акилино Корво и мэр города не против сноса церкви и передачи земли банку. Но есть небольшое препятствие в лице группы несогласных: священника церкви Приамо Ферро, его викария Оскаро Лобато и монахини-реставратора (да, такие бывают) Грис Марсалы.

Вся эта фронда ничего бы не добилась не будь древнего договора между католической церковью и семьей местных герцогов, что церковь будет стоять пока по четвергам в ней служат мессу. Остатки некогда влиятельной аристократической семьи: герцогиня Крус Брунер и ее дочь роковая красавица Макарена (кстати она жена банкира Пенчо, но у них разрыв и дело идет к разводу) яростно церковь защищают.

И вот перед Пенчо стоит задача: сделать так, чтобы в какой-нибудь четверг месса не состоялась, тогда договор потеряет силу и церковь можно будет снести. Решение сей проблемы он возлагает на своего охранника Селестино Перехиля, который отдает дело на аутсорс странному трио уличных мошенников Дону Ибраиму, Удальцу из Мантелете и Красотке Пуньялес (имена намекают на какое-то шапито и так оно и есть).

Дело из местной заварушки превращается в громкий скандал, когда неизвестный хакер (кличка Вечерня) проникает в компьютер Папы Римского и в письменном виде излагает ему севильские пляски вокруг старой церкви. Ватиканскому начальству в общем-то пофиг, но наглого хакера решено найти, и из Рима в Севилью пребывает церковный спецагент Лоренцо Куарт.

свернуть

Я сейчас пересказал примерно десятую часть шестисотстраничного романа. И если вы подумали, что дальше нас ждет детективное расследование (а там присутствуют несколько трупов в результате несчастных случаев, про которые нам намекают, что не все там чисто), то нет. Роман абсолютно не является детективом или триллером. Детективная история там на десятом плане. А что на первом?

Фактически роман является увесистой притчей о вере. Современные священники перестали верить и нести веру страждущим. Куарт и другие воспринимают служение в церкви как обычную работу, как обычный производственный процесс. Они делают карьеру, плетут интриги, используют церковь как способ занять влиятельное положение в обществе и для обеспечения себе безбедной жизни. Современные священнослужители забыли об их миссионерском долге, и дело здесь не столько в продвижении веры в существование Бога, а в поддержке паствы вообще.

Вера - это нечто не зависящее даже от того, существует ли Бог. Вера – это прыжок вслепую навстречу чьим-то рукам, которые подхватят и примут тебя… Это утешение перед лицом непонятных страхов и боли. Доверие ребенка к руке, выводящей его из темноты.

И по мере медленного развития событий в романе происходит как-бы перерождение Лоренца Куарта из священника-ремесленника в священника-миссионера. Дух изначального христианства проникает в душу Лоренцо и он из чиновника Ватикана превращается в настоящего защитника и служителя веры. В этом и есть основной смысл романа.

Чтение романа - дело не простое. Артуро Перес-Риверте плетет кружева описаний всего вокруг: города, людей, событий. Диалоги, когда между двумя репликами идет описание на целую страницу мыслей героев, их прошлого и настоящего, окружающей обстановке, красоты Хиральты, севильских улиц и площадей и т.п. - это обычный стиль диалогов в романе. Автор буквально обволакивает читателя густой атмосферой древнего города. У меня прямо-таки крутилось в башке бессмертное творение Козьмы Пруткова "Тихо над Альгамброй. Дремлет вся натура. Дремлет замок Памбра. Спит Эстремадура.
Дайте мне мантилью; Дайте мне гитару; Дайте Инезилью, Кастаньетов пару..." (там кстати есть и про Гвадалквивир, название этой реки в романе упоминается 21 раз, причем практически неизменно в возвышенном романтическом ключе).

Подобная цветастая испанщина, севильщина, андалусийщина, огромные размышлизмы о судьбах мира, церкви, веры, целомудренности (значительные куски романа посвящены безуспешной борьбе Куарта с физическим влечением к сексуальной и роскошной Макарене) сначала меня раздражали. Но, прочитав примерно четверть романа, я постепенно втянулся и дело пошло. Финал романа внушил мне оптимизм, буду читать автора ещё (когда-нибудь).

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!