Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 августа 2023 г. 19:28

703

5 «Всё так запутанно и ужасно», или «Не надо мешать врать»

картинка NataliStefani
«Олуэн (рассматривая шкатулку). О, я помню эту шкатулку. Она играет мелодию, когда открываешь крышку. Я даже вспоминаю мотив. Да, кажется, ʺСвадебный маршʺ ?..»

«Мисс Мокридж. Вы удивительно миленькая маленькая компания.»
(Джон Бойнтон Пристли. «Опасный поворот». 1932)
«Олуэн (очень серьезно). […] Мне кажется, говорить все, до конца, крайне опасно. Дело в том, что… бывает правда и правда.»
(Джон Бойнтон Пристли. «Опасный поворот». 1932)
«Олуэн (печально). У нас у всех, похоже, на совести слишком много такого, что нам приходится скрывать.»
(Джон Бойнтон Пристли. «Опасный поворот». 1932)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Дело было в Лондоне. И в очень респектабельной семье. А также с участием друзей и одновременно сослуживцев. К тому же известная писательница и любительница сплетен – Мод Мокридж наблюдала эту историю, что называется, изнутри.

Все, кто когда-нибудь смотрел фильм «Опасный поворот» по одноимённой пьесе Джона Бойнтона Пристли, вольно или невольно будут представлять действующих лиц в образах актёров, их представляющих.

Шикарный фильм Владимира Басова. Шикарный Басов. Шикарные актёры. Маленький шедевр.

Примечательно, что фильм и сценарий пьесы Пристли совпадают. Читаю текст и всплывают картины (сцены) из фильма. Даже реплики вспоминаются с теми же интонациями, которые произносили наши актёры. Но как же давно я смотрела этот фильм! Вот что значит отличное кино!

Юрий Яковлев, играющий Роберта Кэплена, настолько талантливо убедителен в своей роли, что кажется будто бы Пристли её написал именно под Ю. Яковлева. Роберт явился зачинщиком-правдолюбом, который разворошил настоящее осиное гнездо в «миленькой маленькой компании».

Ешё бы! Ведь застрелился его родной младший брат – Мартин, которого, якобы любили все, потому что не любить Мартина было невозможно. Или возможно ?..

***
Пьеса состоит из трёх действий. Все действия происходят в одних и тех же декорациях: гостиная Кэпленов – Роберта и Фреды. Камерный спектакль. Действующих лиц семь: трое мужчин и четыре женщины.

Мужчины – входят в совет директоров некоего издательства, причём Роберт – председатель совета. Чарлз Стэнтон (в фильме – Басов) и Гордон Уайтхауз (Александр Дик) – члены совета директоров. К тому же симпатичный Гордон – не только младший брат Фреды Кэплен (Валентина Титова в кино), но и муж куколки Бетти. Гордон и Бетти – молодёжь.

Женщины: Фреда – хозяйка «салона»; писательница – мисс Мокридж (Руфина Нифонтова); Бетти – тёмная лошадка, и очень интересная дама – Олуэн Пиил (Антонина Шуранова), давняя сотрудница издательства.

Кажется, всем есть что скрывать. Какой же чёрт дёргает за язык тогда, когда нужно промолчать? Если бы не эта чёртова шкатулка, подаренная Фредой Мартину … Она-то и явилась тем «ящиком Пандоры», из которого полезло такое … Ужас.

Если бы Фреда промолчала, ничего бы не было.

А теперь промолчать следует мне, дабы не разрушать интригу, не раскрывать сюжет. Будет очень интересно. И фильм посмотреть снова не помешало бы …

***
Какими же наивными мы бываем, думая, что никто и никогда не узнает о наших поступках, не подлежащих внешнему обсуждению, и которые нам бы хотелось сохранить в тайне. Наивные … У человеческого существа нет большей радости и удовлетворения от того, что он знает чужую тайну. А держать любую чужую тайну в себе – непереносимая мука! Рано или поздно всё выходит наружу.

Отчего так происходит? Думаю, из эгоистических соображений. Злорадство. Ты думал, что лучше меня? Ничего подобного! Ты ничуть не лучше. Такой же. А может ещё и хуже. И я хочу, чтобы об этом знал не только я, но и другие. Но при этом возникает ещё и другое гаденькое чувство: хорошо бы самому как-нибудь остаться в тени. Пусть твоя тайна станет «народным достоянием» как бы не от меня.

Выход для человека, не желающего огласки, один – не совершать неблаговидные поступки. А такое возможно? – Не знаю. Смотря что за поступки. А, главное, – мотивы этих поступков. Мотивы труднее всего поддаются объяснению: боязнь того, что тебя не поймут, не сумеешь объяснить, не поверят …

Но иногда твоя огласка чужого может открыть такой «ящик Пандоры» со змеями, что тебе самому достанется даже больше, чем тому, кого хотел опорочить. Кто из нас без греха? Поэтому лучше помалкивать. Молчание – последний оплот сдерживания.

К чему приводит несдержанность? Почему лучше не мешать тому, кто лжёт? Не об этом ли хотел сказать Джон Бойнтон Пристли в «Опасном повороте»?

А, может, о том, что невыносимо таскать в себе груз собственной вины. И тогда есть только один выход: выговориться, рассказать всю правду, как это делает Олуэн.

«Все так запутанно и ужасно. Но я вам скажу всю правду.»

Как ты думаешь, уважаемый читатель? Правда ли, что правда и ложь – две вещи несовместны?

Ну, а в том, что любая художественная фантазия, зарекомендовавшая себя классикой, не лишена смысла, думаю, сомневаться не стоит. «Опасный поворот» Дж. Б. Пристли – это и есть пример замечательной зарубежной классики.

P.S.
Т-с-с … Тише. Не болтай лишнего …
картинка NataliStefani

Комментарии


Ух ты! Вот это ПОВОРОТ! Причём очень даже ОПАСНЫЙ! )))
Классная рецензия, Наталья! )

Всегда ли надо говорить правду? Во всяком случае, горькой правде желательно, наверное, идти в одной связке с добротой и любовью, так как в гордом одиночестве она может оказаться слишком уж разрушительной. Не стоит ведь забывать о давнем философском принципе триединства истины, добра и красоты.

Кстати, вспомнила ещё одну пьесу на тему правды – "Дикая утка" Ибсена, герой которой был одержим "тяжёлой формой горячки честности", что привело к огромной беде. Хотя у самого Ибсена мне гораздо больше понравился его потрясающий "Пер Гюнт".


Очень содержательное дополнение. Спасибо)

Не стоит ведь забывать о давнем философском принципе триединства истины, добра и красоты.

Это да. Только вот истина и правда - это не одно и то же. И, как говорит Олуэн, "бывает правда и правда". Что она (и Пристли) имела в виду?

Ибсена я, кажется, не читала. "Пер Гюнт", конечно, прочитан. И даже на одном сайте я под ником Сольвейг.
А, в общем, надо заполнить пробел. Ещё раз спасибо, Людмила!))

"Дикая утка"? Интересно. Надо прочитать. Мало того, что утка, так ещё и дикая ...)))


как говорит Олуэн, "бывает правда и правда".

То есть бывает две правды. И всё, видимо, зависит от точки зрения. Вот сразу вспомнился Фёдор Михайлович, у которого в "Идиоте" Аглая говорила, что есть два ума: главный и не главный. На мой взгляд, Достоевский имел в виду сердце и разум соответственно. А носители эти двух умов (душа и эго) должны, наверное, учиться не враждовать, а жить в мире, так как они нуждаются друг в друге. Возможно, в гармоничном единстве этих, казалось бы, противоположностей (сердца и разума) как раз и заключается та нравственная красота, которая способна спасти мир.

"Пер Гюнт", конечно, прочитан. И даже на одном сайте я под ником Сольвейг.

Ничего себе! ) Для меня Сольвейг – это некий недостижимый идеал. Хотя стремиться и идти к нему, конечно, стоит, так как само путешествие порой оказывается важнее цели.


... в "Идиоте" Аглая говорила, что есть два ума: главный и не главный.

По-моему, главный ум - тот, которым Господь нас наделяет от рождения - природный ум, или разум. Тот ум, что человек приобретает сам по жизни, - рассудок. Разум и рассудок относятся к категории "ум".
А вот когда "Ум за разум заходит", то это уже, наверно, из области сумасшествия )))
Что касается сердца. Думаю, что "Истина где-то рядом".

На мой взгляд, Достоевский имел в виду сердце и разум соответственно.

Ведь мать Аглаи — Елизавета Прокофьевна СЕРДЦЕ ставила впереди ума, хотя считала, что УМ тоже, конечно, нужен.)

Насчёт Сольвейг. Ну, такой уж и недостижимый идеал? А нужно ли его достижение? Это была реальная девушка, правда из "сказки". По-моему, она только кажется совершенной, идеальной. Для мужчин. Но женщине стоит ли стремиться к такому идеалу? Маринина классно показала в "Благих намерениях" к чему приводит жизнь идеальной женщины. Святая, спасительная женская любовь на самом деле слепа. И Сольвейг - лучезарная, и Люба - любовь у Марининой - обе слепы. В общем, всё трагично для обеих. Жертвовать своей честью и честностью не пристало ни УМУ, ни СЕРДЦУ. Конец - печальный.
Сольвейг - метафора самоотречения во имя придуманной любви и ради самой идеи самоотречения. Красиво. Но не разумно. Бедная мать девушки Сольвейг. Ей-то за что такие страдания?


Почему лучше не мешать тому, кто лжёт?

Действительно, бывает и лучше, но... очень трудно сдерживаться, когда врут при тебе в 5-й раз)) раньше было такое и часто...


... очень трудно сдерживаться, когда врут при тебе в 5-й раз))

Обычно трудно сдерживаться на враньё и хвастовство детям: они тут же негодуют и бегут выяснять правду у взрослых.
Взрослые на враньё реагируют по-разному: в зависимости от собственных интересов.
Почему Фреда не поверила словам Олуэн о том, что она видела Шкатулку у Мартина? Это была спонтанная реакция на "враньё": так считала Фреда, хотя на самом деле Олуэн говорила правду. Но были затронуты личные мотивы Фреды. А дальше вы знаете.
Когда при тебе нагло врут в 5-й раз одно и то же, но при этом не затрагиваются твои личные интересы, на мой взгляд, благоразумнее промолчать: не известно какой "ящик Пандоры" откроется. Лучше сделай выводы и поступай дальше соответственно. От лжи до предательства один шаг.
Вспомнила свою историю. Про то, как мне лгали. Промолчала. Но из доверия человек вышел. Не первый раз лжёт, задевая мои личные интересы. Но до выяснения отношений опускаться не стоит.


Ситуации, действительно, бывают разными, как и выходы из тех ситуаций.)


Конечно. На то она и жизнь, чтобы проявлять к ней интерес.))