Больше рецензий

ann1974

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 августа 2023 г. 11:59

258

5

Роман, написанный в 60-е годы прошлого века, актуален и сейчас. Это книга о школе, о взаимоотношениях учителей с учениками, о выживании и тех, и других в бюрократической системе. И хотя этот роман вроде бы о бесплатной американской школе 60-летней давности, но при его чтении у меня возникало стойкое ощущение, что он и про нашу отечественную современную действительность. Вот приходит молодая учительница в школу, только вчера ещё бывшая студенткой. Как там думают многие? Да работа учителя – просто сказка: уроки провёл, в 14.00 прозвенел звонок, и ты свободен. Вот и главная героиня так думала. Каково же было её, мягко сказать, удивление, когда она столкнулась с суровой действительностью школьных будней. Кстати, автор замечательно подобрала стиль повествования – это такая хаотичная (на первый взгляд, на самом деле всё очень логично) смесь из бесконечных циркуляров школьной (и выше) администрации, выдержек из записок и переписок учеников и учителей, писем к подруге самой главной героини. В результате у читателя создаётся ощущение полнейшей неразберихи и устойчивого синдрома «белки в колесе». А ведь в этом бесконечно льющемся на педагога потоке всевозможных рапортичек, отчётов, заявлений, распоряжений и т.д. и т.п. надо ещё как-то и детей успевать учить, и индивидуальную помощь оказывать, да и к урокам не мешало бы качественно подготовиться, не говоря уже о проверке стоп тетрадей, сочинений, изложений…Вот и главная героиня барахтается поначалу во всей этой кутерьме, даже подумывает уйти в привилегированный колледж. Если бы не дети, её воспитанники, к душам и сердцам которых она успела найти ключики. Как? Просто научилась расставлять приоритеты: сначала дети – потом бумажки с отчётами, предоставляла детям возможность на её уроках свободно высказывать личное мнение, да и сами уроки старалась делать интересными – в общем, двигалась по лестнице вверх, когда та вела вниз.
Очень странное послевкусие остаётся после знакомства с этой книгой – и горькое, и обнадёживающее одновременно. Горько от нашей школьной системы, когда люди сверху (зачастую не видевшие школу с тех пор, как сами получили аттестат) диктуют учителям (а это люди с высшим педагогически образованием), как надо учить, и ещё требуют потом заполнить 100500 бумажек с отчётами о том, что из работы по предписаниям свыше получилось, а если не получилось, то кто виноват и как наказан. Горько от того, что учителя лишают возможности выполнять свои прямые обязанности – учить детей, нести в их души умное, доброе, светлое. Лишают, занимая его время на заполнение бесконечной документации. У главной героини романа Б. Кауфман получилось выстоять, получилось воспротивиться этой системе, получилось стать для её «особо отстающих» трудных подростков другом и наставникам. К сожалению или к счастью (?), не у всех это получается.

Книга прочитана в рамках Флешмоба-2023 и читательского моба "Тёплая мозаика".