Больше рецензий

28 августа 2023 г. 12:02

290

4.5 Бедные злые люди

Поначалу я удивился, что эта книга находится в серии История сталинизма, однако в какой-то момент все стало на свои места. Владимир Козлов старается разобраться в причинах различных бунтов и волнений и наглядно демонстрирует, что  во многих случаях все упирается в систему, выстроенную в конце двадцатых-тридцатых годов.

Стоит отметить, что название сформулировано не совсем корректно. Хрущевскому времени уделено значительно больше времени, чем брежневскому. Понятно, что в застое волнений было меньше, чем в послесталинское время, и при Брежневе беспорядки случались раза в два с половиной реже, чем при Хрущеве. Но к примеру, беспорядкам в Чимкенте в 1967 году уделено всего два абзаца, хотя там участвовало свыше тысячи человек, а семеро погибли - да забастовке в Крабфлоте уделено несколько страниц! То есть в книге три части, из них только последняя касается брежневского времени и состоит из одной маленькой главы. В английском переводе название точнее - там фигурируют post-Stalin times.

Заметно (да он этого и не скрывает), что Козлов довольно отрицательно относится к советскому руководству, не только к Сталину - ко всем скопом. Но при этом я бы не сказал, что это как-то сильно влияет на его объективность как исследователя.

Например, разбирая механизм самоорганизации волнений, автор не валит все на центральную власть, но опираясь на доступные данные, полагает, что в некоторых случаях были скрытые организаторы, преследовавшие свои цели. Скажем, в массовых митингах в Тбилиси в 1956 году он усматривает руку сразу двух групп - как националистической молодежи (включая молодого Гамсахурдия), так и местной партийной элиты.

Странно, что разбирая солдатские волнения, мятежи в ГУЛаге, столкновения на Целине и прочие, автор полностью обходит тему волнений на спортивной почве. К примеру в 1957 году футбольные фанаты разгромили несуществующий ныне стадион имени Кирова, попутно избив сотню с лишним милиционеров. То есть даже случай, как один сквоттер захватил военную квартиру, а потом устроил стихийный митинг перед горкомом, в книге есть, а гораздо более масштабные спортивные беспорядки почему-то даже не упомянуты.

Очень подробно и интересно для меня разобран механизм и причины разложения ГУЛага. По Козлову, ГУЛаг, из-за притока после войны групп, агрессивно враждебных власти (украинские и прибалтийские националисты, идейные власовцы, члены бандформирований), перестал функционировать как хозяйственный наркомат и издержки превысили возможную отдачу - то есть система отправки зэков на лесоповалы, в шахты и на стройки была ликвидирована во многом из-за экономических причин.

В целом заметно, что многие массовые беспорядки, описанные в книге, особенно когда в выходной день куча пьяных собирается в одном месте, кто-то повздорил с участковым и вот уже пятьсот человек идут жечь отдел милиции, похожи друг на друга как две капли воды. У них зачастую одинаковы не только поводы, но и причины (низкий уровень жизни в провинции, скверные бытовые и жилищные условия, много покалеченных войной и обиженных властью), и механизм развития, и лидеры с зачинщиками, так что иногда описания волнений в разных местах и годах были как под копирку. (Вообще занятно, как легко можно было подбить советскую толпу на избиение милиционеров и нападение на инфраструктуру МВД.)

Сам автор полагает беспорядки, мятежи и волнения в Союзе специфической формой обратной связи в условиях, когда население почти не имело возможности донести до власти свои требования и рассказать о проблемах. Более того, он делает парадоксальный вывод - беспорядки 50-60-х демонстрировали, что режим был еще жив, и его идеалы разделялись обществом. Но спад волны стихийных выступлений при Брежневе, как полагает Козлов, означали начало умирания всей системы - народ разочаровался в коммунистических слоганах, а новых знамен (взамен тех, что несли в Новочеркасске и Сумгаите) просто не имел. В итоге конфликты переместились на окраины, где носили сугубо националистический характер.

Книга производит серьезное впечатление. Я знал и про Новочеркасск, и про этнические столкновения на Целине, но вся картина и размах массовых беспорядков в пятидесятые-шестидесятые стали для меня пусть небольшим, но откровением. Автор пишет подробно и со знанием дела (зря, что ли десять лет замдиром Госархива РФ был), и хотя иногда он чересчур безапелляционен и никак не доказывает некоторые утверждения, его упор на конкретных людях и судьбах дает возможность увидеть кусочек настоящей жизни обычных людей.


Комментарии


Как-то это все сомнительно звучит. ))

механизм и причины разложения ГУЛага. По Козлову, ГУЛаг, из-за притока после войны групп, агрессивно враждебных власти (украинские и прибалтийские националисты, идейные власовцы, члены бандформирований), перестал функционировать как хозяйственный наркомат и издержки превысили возможную отдачу - то есть система отправки зэков на лесоповалы, в шахты и на стройки была ликвидирована во многом из-за экономических причин.

С чего вдруг она была ликвидирована? Ничего не поняла. Ну, переименовали, может, переформировали зоны-подразделения. А так-то куда бы она вдруг делась. Если у нас до самого развала СССР это все именовалось "исправительно-трудовая колония".


Ну, естественно, сомнительно - поскольку я вкратце пересказал то, что в книге объяснено гораздо более подробно. Что касается вашего замечания, то да, зеки в тюрьме работают - понятное дело, но после смерти Сталина их перестали гонять на стройки коммунизма и перестали их давать в качестве бесплатной рабсилы для экономических министерств. Именно в этом и была суть ГУЛага.


Ну, я думаю - формально, по определению, суть ГУЛага была в системе управления и контроля лагерями. )) То, что сейчас ФСИН делает. )) А направление на стройки коммунизма и прочие работы - это входило в философию-идеологию того времени. Думаю, что это рассматривалось, как положительный момент, предоставление возможности искупить честным трудом на благо страны и все такое - что-нибудь в таком роде. И вроде бы в то время таким подходом очень гордились - не зря же туда направляли потоком всевозможных деятелей культуры и искусства, причем самого высокого ранга, а они потом писали об этом статьи, романы и т.д. ))
Вопрос в субъективном отношении, как посмотреть на это на все.


Вообще занятно, как легко можно было подбить советскую толпу на избиение милиционеров и нападение на инфраструктуру МВД.

Я могу лишь завести старую пластинку - наше понимание некоей уникальности СССР ни на чем не основано и должно по большому счету отбрасываться как представление об исключительности США) Раз люди везде так реагируют (а они везде так легко начинают делать это), то и в СССР mutatis mutandis будут делать аналогично. Как говорил Стинг: 'We share the same biology, regardless the ideology'.

Описание механизма такого беспорядка на стройке жд в Америке конца XIX века попалось мне относительно недавно в детской книге - все, как у людей, сомнения в правильности расчета зп, избиение кассира, попытка взять кассу штурмом и поделить, неуправляемость толпы.


Ну да, ты прав, это последствие неких мифических представлений об СССР. Не поспоришь. Но все равно занятно.


Так это потому, что СССР сам плодил мифы о своей уникальности. В литературе, искусстве и печати сплошные герои, стахановцы, альтруисты и гении под мудрым руководством Партии.
картинка milenat

картинка milenat

картинка milenat

Поэтому когда сталкиваешься с тем, что среди людей было множество обманщиков, воров, карьеристов, ханжей, как и везде, такой: ну КАК? Наверно, они просто контрреволюционеры, желающие дискредитировать дело Ленина-Сталина. Которые были святыми людьми, которые, как те принцессы, не какали, а только и делали, что возились с детьми и нацменьшинствами.

картинка milenat

картинка milenat

картинка milenat