Больше рецензий

31 августа 2023 г. 10:06

1K

5

Интересная судьба у данного произведения. Ещё до того, как в названии появились цифры, отсылающие к году разворачивающихся в романе событий, книга называлась просто «Метро». Издательства отказались публиковать роман, ибо концовка в изначальном тексте обрывала сюжет на полпути, когда главного героя убивала случайная пуля, да и сам объём произведения больше тянул на большую повесть, нежели на полноценный роман. Тогда Дмитрий Глуховский опубликовал текст романа на своём сайте, и читателям настолько он понравился, что они стали требовать нормального продолжения, и через несколько лет автор таки собравшись с силами взял и переписал своё произведение нормально его закончив. И вот здесь уже издатели таки заинтересовались романом, и «Метро 2033» получив те самые цифры в названии наконец издали на бумаге.

Сеттинг в книге довольно любопытный, но несколько нереалистичный, что признавал даже сам Глуховский в своих интервью, который использовал фантастические допущения для интересного повествования и создания антуража. Поэтому несмотря на то, что по сюжету прошло около 20 лет после ядерной войны, укрывающиеся в московском метрополитене люди не только выжили в ядерном пекле, но и относительно неплохо себя чувствуют, разводят свиней, растят грибы, не испытывают проблем с кислородом в замкнутых тоннелях, и даже умудряются воевать друг с другом. Конечно в случае реальной ядерной войны, вероятно от Москвы с её метро осталась бы оплавленная воронка, но придерживайся автор такого реализма, мы бы не получили интересную историю.

Нужно отдать должное Глуховскому за то, что он смог создать интересный сюжет без упора на боевик (чем грешит многая постсоветская фантастика, где обычно половина книги представляет собой сплошные перестрелки), сосредоточившись вместо этого на атмосфере и философских посылах своей истории. Размышления на тему поиска себя в этой жизни и поиска опоры в виде религии или политической идеологии для обретения смысла своего существования – особой линией все эти темы проходят через диалоги местных персонажей. И всё это завёрнуто в обёртку постапокалиптического мира, где люди даже после последней мировой войны ищут повод, для того чтобы убивать себе подобных, где во тьме тоннелей живут чудовища, и всё это сдобрено лёгкой мистикой.

Пожалуй, главным достижением «Метро 2033» можно назвать лёгкость романа, который можно проглотить по главам буквально за день-два, настолько книга цепляет и увлекает за собой. Несмотря на поднимаемые книгой серьёзные вопросы и темы, роман не пытается уходить в излишнюю мрачность с целью погрузить читателя в депрессию, вместо этого равномерно распределяя сеттинг, философские вопросы и местный сюжет на равные пропорции. Было это сделано, дабы книга была отчасти поучительна для тех, кто ищет в художественной литературе не просто развлечение, а новые концепции и идеи для собственных размышлений; и в то же время это нужно чтобы данный роман был интересен массовому читателю. С обеими задачами Глуховский справился.