Больше рецензий

6 сентября 2023 г. 09:02

107

3 "Какой ещё нахрен смысл?"

Не могу назвать себя большим специалистом по современной эзотерике, и, возможно, из-за этого жанр "эзотерический детектив" выглядел как что-то, с чем мне надо было наконец познакомиться. Хотя бы для того, чтобы понять, а вдруг это именно то, чего всю жизнь не хватало.
Опять же, сервис книг пообещал скоро отозвать на "Плерому" лицензию, и я решила, что пора взяться, пока она доступна.

Было, ну... Было своеобразно.
Действительно, пожалуй, эзотеричненько. С гуру, мистическими событиями, говорящими мёртвыми и небесной канцелярией, но всё это так осторожно показано, что как бы да, но как бы нет. Может, ничего и не было. И никого не было. Может, и самой реальности не было, сами персонажи регулярно размышляют об этом: что объективно, что субъективно, как определить, где истинный мир и есть ли он вообще.

Основная особенность книги - сложная система повествования, в которой сюжет выстроен не в хронологическом порядке, а как бы кусочно, связывая между собой персонажей не временем, а больше то ли их переживаниями, то ли размышлениями. Не уверена, что такое решение сделало книгу лучше - лично я бы предпочла изначально линейную историю, но дело вкуса. Опять же, в этих прыжках по временной шкале явно есть особая задумка.

Если отложить в сторону всю изобилующую здесь метафизику, то это книга про двух типичных братков из конца девяностых, которые сами до конца не поняли, как и почему жизнь их занесла именно сюда, но в какой-то момент настолько в ней разочаровались, равно как и в своей работе на местного авторитета, что решили - пора кардинально менять всё. И начать можно с шефа, потому что ну обстоятельства так уж сложились.
Сюжет, именно основной сюжет, крутится вокруг украденного у курьера дипломата, который очень надо было вернуть владельцу - тому криминальному авторитету, конечно. Ради поисков этого чемодана, чьё содержимое так и осталось неизвестным, братки колесят по городу, разговаривают с людьми и пытаются сделать всё максимально тихо спокойно.
Выходит, классически, как всегда.

Действия в книге не очень много, преимущественно она состоит из диалогов. Впрочем, не открытие, об этом прямо в аннотации было написано, но концентрация разговоров прямо очень велика. Некоторые из них, на темы смерти, на темы своего жизненного пути повторяются в разных местах от разных участников, но, кажется, ведут всегда к чему-то примерно одному.

Персонажей мало, и ни один из них мне, в общем-то, не понравился. Кроме, возможно, писателя, да и то по той причине, что я сильно подозреваю слом четвёртой стены и иронично-постмодерновые появления самого автора в своём же произведении, потому что Барский излагает концепцию, очень уж смахивающую на всё происходящее в условном цикле "Омикроника". Я, правда, их все не читала, но автор сам так пишет в послесловии, и я ему верю.
По итогу для меня Барский выглядит каким-то не то, чтобы абсолютно нормальным или хорошим, но терпимым и внятным. И хочет он чего-то осмысленного - книги издать, которые написал, и что-то делает для этого, и переживает из-за них, и в целом у него есть внятный смысл в его жизни. И любовь к литературе, и любовь к самому писательству.
С остальными всё не очень: бывший журналист-бандит, вдобавок наркоман, даосит-бандит, диггеры-воры, наркоман-поставщик, криминальный авторитет с психопатией. И пара мёртвых женщин.
Ну такое, что говорится.

Книга явно задумывалась как сложное чтение - не могу придумать более удачный термин, - заставляющее читателя думать. Много тем, много авторского взгляда, много непростых вещей, от религии и восточных медитационных практик, погребальных ритуалов, эзотерических намёков и сновидений, до понимания сущности любви и её безмерного влияния на жизнь. Персонажи ищут себя, но сложно сказать, хорошо ли им становится после того, как они находят. Или думают, что находят.

Скорее всего, я просто не целевая аудитория - меня не зацепило.
Высказываемые автором рассуждения о смысле жизни, отношении между социумом и индивидуумом, понятиях жизни и смерти, мне просто не близки. Вдобавок не оставляло ощущение, что я эту книгу прочитала будто бы просто поздно. Ответы, в поисках которых Даос препарирует свою душу, я для себя уже нашла, и меня они устраивают. Для человека, как раз сейчас ищущего себя, возможно, это будет более познавательно в смысле какого-то практического заключения, толчка к выводам, нового направления для размышлений и всего такого.
Хотя наполненность книги интересна, и видно, что автор над ней трудился, у него получился очень связное, добротно сформулированное философское эссе, просто в моё мировоззрение оно всё не влезает.

Из несомненных достоинств книги - язык повествования, он прямо хорош. Написано гладко, с иронией, местами переходящей в откровенный сарказм, бодро, читается влёт. Несмотря на то, что ни обсуждаемые темы, ни герои мне особо не приглянулись, именно с точки зрения того, как написано, книга хороша.
Но рейтинг, правда, в наличии: тут и насилие, и запрещённые вещества, и грязь, в общем, вся атмосфера "святых девяностых" в полной красе, а за счёт живости описания представлять все эти подвалы и трипы может быть даже неприятно.
Много сносок по тексту, с большими авторскими дополнениями. Не все из них необходимы, но не мешают, да и глянуть было любопытно.

Я затрудняюсь сказать, понравилось ли мне то, что я прочитала; честно говоря, скорее нет, но, возможно, это не проблема книги даже, а проблема моего восприятия. Я не особенно люблю постмодерн, мне не нравятся все эти игры со смыслами, перестановками, нестандартными структурами, метаиронией и интертекстом, а "Плерома", на мой сугубо субъективный взгляд, именно что постмодерновое произведение во всей его специфической откровенности.
О прочтении не жалею, опыт необычный, книга действительно примечательная, но читать другие произведения я вряд ли буду. Не моё.