Больше рецензий

6 сентября 2023 г. 14:03

313

4

- 1913. Лето прошлого века
- Флориан Иллиес
- жанр: нон-фикшн
-   271 стр.
<"Неврастения с осложнением на сердце – недуг модерна лучше не сформулировать."
<"Давайте оградим утопии от испытания на практике."
8/10
_______
Калейдоскоп, коллаж. Именно такие эпититы приходят на ум по поводу этой книги, если вам надо рассказать о ней в двух словах.
На самом деле, действительно, эта книга представляет из себя своего рода срез жизни общества (больше богемы) на пороге ужасных потрясений 20го века - Первой мировой войны.
Мы как будто подглядываем в замочную скважину за представителями искусства, науки, будущеми политиками и диктаторами.

Это потом Гитлер станет главным злодеем века, а пока в 1913 году он голодный художник, который провалил экзамен в Академию искусств (эх, лучше бы его взяли), и который старательно укланяется от призыва в армию.
Это потом Сталин возглавит самую огромную страну в мире, победит фашизм, и пару раз запустит маховик репрессий в своей стране. А пока он инкогнито находится в Вене и очень может быть  прогуливается с Гитлером в одном городском парке. Разумеется они не были знакомы, но в их жизнях случился период, когда оба в одно время проживали в Вене совсем рядом друг от друга. М-да... Жизнь интересная штука и, кто знает, может они и пересекались на парковых аллеях.

В таком ключе мы узнаем о различных известных личностях того времени (Зигмунд Фрейд, Франц Кафка, Томас Манн, Вирджиния Вулф, Луи Амстронг, Оскар Кокошка, Густав Климт и еще много о ком). В основном речь пойдёт о представителях богемы Австрии и Германии, но не только.

Так как я не особо ориентируюсь в лицах того времени, мне было не просто читать. Приходилось постоянно заглядывать в интернет, читать дополнительно чем занимались эти люди, какие картины писали, стихи сочиняли, но оно того стоило.  Потому что несмотря на необходимость постоянно обращаться к дополнительным источникам, мне было очень интересно.
Читая эти "зарисовки", ты начинаешь воспринимать исторических личностей не как каких-то полумифических героев, а как людей, реально живших, имеющих свои проблемы, комплексы, страсти и надежды.  Приятно осознать, что лица, смотрящие на тебя с черно-белых портретов давно минувших дней ничем не отличались от тебя.
А ещё мы как бы переходим от частного к общему. То-есть через повседневную жизнь разных людей мы можем представить состояние европейского общества на пороге трагедии.

Читать или не читать - решайте для себя сами. Это очень специфическая литература, наверняка придётся по вкусу не каждому. Но я не пожалела, что взялась. Очень может быть, что когда-нибудь я перечитаю ещё раз.