Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 сентября 2023 г. 22:40

3K

5 Прах и пепел

Книга погружает читателя в одну из наиболее мрачных страниц истории, которая началась с вторжения Японии в Манчжурию.
Лоуренс Рис провёл ряд интервью с ветеранами Второй мировой войны. Среди интервьюируемых было много ветеранов из Японии и США.
Книга поднимает такие темы, как ответственность, раскаяние, плавающие этические нормы, которые коррелируют с изменчивой конъюнктурой, а также коллективная память.

Бывшие бойцы японской армии, вынужденные комментировать совершённые варварские акты, обычно отвечали в духе «мы служили императору, которого мы тогда считали Богом». Беспрекословное подчинение правилам и вера в безграничную власть императора считались императивом в императорской Японии того периода. Не все испытывали энтузиазм по этому поводу, не все это одобряли, но таков был контекст.

Один из выводов, к которому подводит книга, - каждая из воюющих сторон совершала то, что можно назвать моральным преступлением.
Лоуренс Рис разбирает зверства Императорской армии Японии против китайцев, групповые изнасилования, жестокое обращение японцев с военнопленными, марши смерти, случаи каннибализма и массированные бомбардировки японских городов силами союзников.

Жестокость японской армии стала следствием комбинации факторов, начиная от доминирующих в обществе норм и кончая логистикой. Значительную роль сыграл тот факт, что японские солдаты подвергались регулярному насилию со стороны вышестоящих чинов. Насилие против китайского мирного населения, которое японцы были приучены считать, мягко выражаясь, «неразвитым», становилось чем-то рутинным. Резня в Нанкине была лишь одним из страшных эпизодов. Другим значимым факторов было японская концепция чести и понимание стыда.

У плохого обращения с военнопленными из западных стран тоже несколько причин. Одна из низ заключается в том, что японцы не планировали брать такое большое количество пленных. Следовательно, у них не было достаточно провизии, чтобы прокормить столько людей. Японцы, готовые предпочесть «почётную» смерть сдаче в плен, могли искренне презирать тех, кто «малодушно» сделал другой выбор.
Важно отметить, что во время Первой мировой войны японцы обращались с многими военнопленными достойно. Автор справедливо акцентирует внимание на том, что не следует повторять мифы о якобы присущей японцам какой-то особой жестокости.

Книга высвечивает печальные последствия, к которым приводят предрассудки. И японцы, и представители западных держав страдали от предрассудков и грешили ложными представлениями друг о друге. Хотя кое-какие представления корректировались по ходу военных действий, предрассудки сохранялись до конца войны.
Американцы продолжали считать японцев «низшими» войнами и после нападения на Пёрл-Харбор и быстрых побед Японии в Юго-Восточной Азии. Японские военные теперь воспринимались как более серьёзный противник, но по-прежнему «нецивилизованный» и от природы жестокий.

Японцы, в свою очередь, считали своих врагов «слабыми» воинами, которые не готовы к долгому противостоянию. В немалой степени в результате такой недооценки японское руководство практически до конца продолжало верить в возможность одной решительной победы, которая спасёт их страну от назревающего поражения.
После капитуляции Японии император Хирохито потерял власть, но остался сидеть на императорском троне. Возможно, этот факт повлиял на отношение японского общества к роли, которую их страна играла во Второй мировой.

Нельзя не отметить, что большинство респондентов, опрошенных автором, не испытывали чувства вины за те страдания, которые их действия приносили гражданским людям. В этом отношении показательны, к примеру, свидетельства американского военного лётчика Пола Монтгомери, по свидетельствам, человека достойного и заботливого.

Историк, стремясь разобраться в сложных и порой запутанных мотивациях участников событий, говорит о таком понятии, как ситуативная этика. Рассматривается роль, которую она играет в согласии людей, выраженном или молчаливом, следовать в фарватере тоталитарных режимов и идеологий. Ситуативная этика позволяет многим людям не только принимать правила игра, но и чувствовать, что они поступают правильно, поддерживая своё правительство. Остаётся только добавить, что стремление разделять ценности, принятые в обществе на том или ином промежутке времени и быть хорошим в глазах окружающих, особенно тех, кто обладает властью, видимо, являлось и по-прежнему является одним из общечеловеческих свойств.
Вспоминается цитата из другой книги, «что тогда было законом, сегодня не может быть беззаконием». Эта формула в некоторой степени иллюстрирует рассказы многих ветеранов, с которыми беседовал Лоуренс Рис.
Изучая мировоззрение той эпохи, автор приводит одно наблюдение, которое заслуживает отдельного упоминания и размышления. Законопослушные люди бывают наиболее склонны поддерживать статус-кво в ситуации, когда нормой объявляется то, что они сами бы в другой ситуации осудили.

Что же можно противопоставить изменчивости этических установок? Если очень коротко, наличие чётких представлений, разделяемых большинством, о том, что некоторые вещи недопустимы в любом случае и что базовые права человека распространяются на всех без исключения. Иными словами, расширение и распространение гуманистической этики.
Мне кажется, такой подход правилен, хотя, конечно, это намного легче сказать, чем сделать. О чём пишет и сам Рис, приводя примеры из совсем недавней истории.

Резюмируя, это было познавательное, хотя и тяжелое чтение. В книге меньше 200 страниц, но текст плотный и насыщенный информацией.
Также приводится много фотографий, которые помогают лучше прочувствовать текст.
Несмотря на небольшой объём работы, чтение заняло у меня достаточно много времени. Слишком много ужасных вещей в ней описывается.

#Нон-фикшн 2023

1 2

Комментарии



Отличная рецензия, Ника, прямо огонь. А источник твой тем временем заблокировали, теперь только с ВПН.

Что же можно противопоставить изменчивости этических установок? Если очень коротко, наличие чётких представлений, разделяемых большинством, о том, что некоторые вещи недопустимы в любом случае и что базовые права человека распространяются на всех без исключения. Иными словами, расширение и распространение гуманистической этики.

Хорошо бы, но да, ты права, это очень тяжело без примера власть имущих, поскольку рыба гниёт с головы и

стремление разделять ценности, принятые в обществе на том или ином промежутке времени и быть хорошим в глазах окружающих, особенно тех, кто обладает властью, видимо, являлось и по-прежнему является одним из общечеловеческих свойств.

А власть имущие все психопаты, поскольку в конкурентной борьбе за власть нормальные люди не способны победить. Да и не будут нормальные люди стремиться получить возможность указывать другим, что им делать и как им жить.
Поэтому пришли туда, откуда начинали, к курице и яйцу…


Спасибо за отклик, Милена!)

источник твой тем временем заблокировали, теперь только с ВПН.

Да? Не знала... ну, раз уж я поместила коммент, пусть повисит пока)

Да и не будут нормальные люди стремиться получить возможность указывать другим, что им делать и как им жить.

Согласна. Даже если перевести на элементарный бытовой уровень, мне было бы очень некомфортно кому-то советовать, как надо и не надо жить и прочее в таком духе... Но эта, казалось, очевидная мысль действительно возвращает к тезису о том, что очень многое зависит от того, как определять и что считать нормой.


Даже если перевести на элементарный бытовой уровень, мне было бы очень некомфортно кому-то советовать, как надо и не надо жить и прочее в таком духе...

Даже непрошеные советы давать крайне неприятно, да. А представь, ты смогла бы дать указание поднять пенсионный возраст миллионам отчаявшихся людей? Я сразу после повышения была в музее, где гардеробщики и смотрители проклинали власти за это. Каково это быть предметом заслуженной ненависти тех, кого ты ранил даже не для собственной выгоды, а просто для развлечения или идеологии? Это как убить животное не для еды, а просто бросить труп валяться позади. И это я даже не беру дачу указаний начинать бомбёжки.

Только психопаты смогут отмахнуться и не думать об этом.


Даже непрошеные советы давать крайне неприятно, да.

Да, но это нам так. Для меня вообще уважение личных границ очень важно. Но кому-то, наверное, приятно давать непрошеные советы. Это больше о том, что люди разные и нам надо выбирать, с кем общаться. Справедливости ради, я не уверена, что все те, кто любит поучать других, психопаты. Но это вопрос определений. И я тебя поняла.

Каково это быть предметом заслуженной ненависти тех, кого ты ранил даже не для собственной выгоды, а просто для развлечения или идеологии?

Как ты говоришь, некоторые умеют отмахиваться и, возможно, не только не думать об этом, но считать, что их одобряет большинство. Думаю, это ещё и про связь с реальностью, утратить которую, возможно, проще, чем кажется на первый взгляд. К сожалению.
Но и люди, будучи иррациональными агентами, вполне способны поддерживать то, что в итоге делает их жизнь хуже. Особенно когда с регулярностью воздействуют на их болевые точки и манипулируют общ. сознанием.


Не, те, кто считают себя вправе поучать других – это бытовые мудаки :) Они могут как быть психопатами, так и не быть. Но в быту они довольно безопасны, хотя и неприятны. Вот если доберутся до вершин власти, тогда это докажет, что они психопаты :)

Про потерю связи с реальностью с одной стороны и неосознанный мазохизм с другой – это гениально сказано.


кто считают себя вправе поучать других – это бытовые мудаки :)

Меткое определение и, главное, ёмкое :)


Вот если доберутся до вершин власти, тогда это докажет, что они психопаты :)

Здесь ещё, думаю, может возникнуть вопрос из разряда "курица или яйцо") Это психопаты добираются до вершин власти или это власть, если она должным образом не ограничена, постепенно способствует развитию психопатического поведения (да простят мне психологи такие формулировки)?


Прежде всего, люди, не являющиеся психопатами, не смогут победить в конкуренции за власть и удержаться там. А дальше власть сама по себе ухудшает ситуацию, чем дольше человек находится у власти.


Вот хорошее высказывание про власть:
https://www.livelib.ru/review/3656212-fungus-albert-sanches-pinol

Люди, которые бредят властью идут к своей цели не смотря ни на что. И даже когда приходят, продолжают бороться, чтобы удержать ее, чтобы стать еще могущественнее.
Кто из мировых революционеров все время лежал пьяный в соплях? Естественно никто, потому что такие люди ничего не достигали и никто о них ничего не знает.

Высказывание действительно хорошее. Спасибо, что поделилась.
Ответом, наверное, может быть формирование и реальное укрепление институтов… и то, какие изменения происходят с общественным сознанием.
Не стоит ни недооценивать, ни переоценивать роль личности. На мой взгляд, здесь важно соблюдать баланс, иначе несложно всю ответственность переложить на каких-нибудь, условных или не условных, психопатов. В условиях авторитарной системы общественное мнение тоже играет роль. Но я уже своё мнение по этому поводу высказывала, повторяться не буду)


Заголовок - - очень сильный.

Ника, уже по поднимаемым в книге темам вижу, что чтение совсем не из простых. Я так понимаю, ты ее уже ранее прочла, да?

не всем это нравилось, но таков был контекст.

Снова о важной роли контекста...

И японцы, и представители западных держав страдали от предрассудков и грешили ложными представлениями друг о друге.

Страшно подумать, сколько бед в мире связаны с предрассудками и всякими мифами.

Законопослушные люди бывают наиболее склонны поддерживать статус-кво в ситуации, когда нормой объявляется то, что они сами бы в другой ситуации осудили.

Выходит, законопослушные люди большие конформисты? Логично в принципе.

Спасибо за блестящую рецензию, Ника! Как всегда, было познавательно.


Заголовок - - очень сильный.

Спасибо. Он может напомнить о трилогии Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", но я только первую книгу там читала.

Я так понимаю, ты ее уже ранее прочла, да?

Ага, ещё в июле, кажется. Вообще я уже почти месяц как ничего не читаю, хотя киндл с собой таскаю. Выпала совсем из читательской рутины)

сколько бед в мире связаны с предрассудками и всякими мифами.

Да... Это очень печально.

законопослушные люди большие конформисты?

Можно и так сказать. И это действительно логично. И
само по себе неплохо, даже наоборот. Мне кажется, было бы трудно жить в обществе, где преобладают активные преобразователи и ломатели установленных правил.
Иными словами, конформность становится проблемой в отдельных случаях.
Если дополнить тему, в книге ещё звучит мысль о том, что при любых режимах наиболее активными сторонниками часто становятся люди с достаточно высокой долей конформности, но амбициозные, стремящиеся к успеху и способные на инициативу. Это если упростить, конечно.

Тебе спасибо большое за внимание, Кристина!)


о трилогии Анатолия Рыбакова "Дети Арбата",

Точно же. Я Рыбакова не читала. Но по этой трилогии был сериал. Я смотрела какие-то серии. это уже очень давно было.

я уже почти месяц как ничего не читаю, хотя киндл с собой таскаю.

Ника, и даже в аудио ничего не слушала? Не соскучилась по читательской рутине? )

при любых режимах наиболее активными сторонниками часто становятся люди с достаточно высокой долей конформности, но амбициозные, стремящиеся к успеху и способные на инициативу.

Интересное наблюдение. Надо будет подумать над этим... В сочетании конформности и стремления к успеху ничего плохого я не вижу, но как ты выше написала,  в некоторых случаях это становится проблемой.



Я смотрела какие-то серии. это уже очень давно было.

Интересно. Я не смотрела)

и даже в аудио ничего не слушала?

И даже в аудио нет)

Не соскучилась по читательской рутине? )

Кристин, как раз недавно задала себе этот вопрос... и не смогла однозначно на него ответить. Честно сказать, не особо соскучилась) Вообще в последнее время ощущаю некоторую усталость от книг, обсуждения прошлого и текущего, фактов, интерпретаций и их анализа... Но ладно, не будем отвлекаться на лирику под рецензией на серьёзную книгу)

В сочетании конформности и стремления к успеху ничего плохого я не вижу

Конечно, само по себе ничего плохого в этом нет. Это сочетание может быть полезным в зависимости от точки приложения.

в некоторых случаях это становится проблемой.

... и я бы добавила, что эти случаи не так уж редки(


что эти случаи не так уж редки(

Совсем не редки:(

не будем отвлекаться на лирику

Я думаю, немножко лирики нигде не помешает. )

в последнее время ощущаю некоторую усталость от книг,

ох, хорошо тебя понимаю, Ника. У меня такое бывает временами, но обычно быстро проходит и появляется желание взяться за книгу, хотя бы маленький рассказ. Но как мне кажется, надо себя не торопить и дать себе отдохнуть. Я уже давно поняла, что отдыхать надо и после отпусков^^ В этом нет ничего предосудительного.



немножко лирики нигде не помешает. )

Тоже верно) Главное - не переборщить)

но обычно быстро проходит и появляется желание взяться за книгу, хотя бы маленький рассказ.

Да, рассказы и небольшие книги обычно хорошо идут в таких случаях)

надо себя не торопить и дать себе отдохнуть.

Твоя правда. Я чувствую, что мне просто необходимо отдохнуть. Побыть пару дней наедине с собой...

спойлер
Кристин, спасибо тебе за тёплые слова. Я это ценю :) Лови картинку в благодарность))
картинка nika_8
свернуть

Главное - не переборщить)

Эт точно. )

спойлер

Ника, взаимно )) Картинка красивая:) А до Сербии ты не доехала? В Белграде, кстати, много интересных граффити ))

свернуть

спойлер

Нет, не сложилось у меня доехать до Сербии. По крайней мере, пока.
В Белграде, кстати, много интересных граффити ))

Да)) кстати, я наслышана об этом ;)
свернуть

Ника, только сейчас заметила, что автор книги тот самый историк, который работал над документальным фильмом о Гитлере, что ты мне советовала под моей рецензией на Хафнера. Так ведь?


Да-да, всё так. Называется документалка, кажется, "Тёмная харизма Адольфа Гитлера". Есть и книга Лоуренс Рис - Темная харизма Адольфа Гитлера. Ведущий миллионы в пропасть , где более подробно рассматривается тема.


Иными словами, расширение и распространение гуманистической этики.

Кстати, Эрих Фромм называл гуманистическую этику прикладной наукой искусства жить. Утверждая её правильность и сравнивая с этикой авторитарной (антигуманной), он показывал, что источники норм этического поведения могут быть найдены в самой природе человека и что нравственные нормы основываются на врождённых свойствах человека, а их нарушение ведёт к психическому и эмоциональному распаду.

Спасибо за познавательную рецензию, Ника! )


источники норм этического поведения могут быть найдены в самой природе человека и что нравственные нормы основываются на врождённых свойствах человека, а их нарушение ведёт к психическому и эмоциональному распаду.

Это звучит обнадеживающе для человечества в целом. Даёт ориентир на общечеловеческие этические нормы, которые должны были бы предотвращать или хотя бы заметно смягчать разного рода эксцессы и вспышки насилия.
Из врождённых свойств, которые могут быть базисом для нравственных норм, первое о чём подумала, это эмпатия. Хорошо бы как-нибудь подробнее почитать об этом у Фромма. Тема непростая.

Спасибо тебе за отклик, Людмила!) Всегда рада тебя слышать)


Хорошая рецензия и интересная книга, жалко, что нет на русском.

После капитуляции Японии император Хирохито потерял власть, но остался сидеть на императорском троне. Возможно, этот факт повлиял на отношение японского общества к роли, которую их страна играла во Второй мировой.

По-моему, главную роль сыграл начавшийся раскол между СССР и Японией. США потеряли заинтересованность в наказании Японии подобно Германии. И получилось, что японцам, как бы простили. Ну а дальше уже внутри страны культ героизации всех участников войны. Если посмотреть японские х/ф о II МВ, какие все там прекрасные герои. Порой даже мужчину зрителя пробивает на сентиментальность. Но как вспомнишь другие геройства японской армии и флота, соболезнование героям картин сразу проходит.


жалко, что нет на русском.

Да, жаль.

главную роль сыграл начавшийся раскол между СССР и Японией. США потеряли заинтересованность в наказании Японии подобно Германии.

Думаю, Вы правы. Я тоже об этом читала/слышала. Вероятно, Хирохито позволили остаться на троне (не потребовали, скажем, его отречения в пользу сына) и формально сохранить лицо, чтобы укрепить позиции Японии в условиях начинающейся Холодной войны и противостояния с СССР.
Развитие событий на международной арене привело к тому, что осуждение японских военных преступлений было сведено к минимуму, хотя, если не ошибаюсь, сразу после окончания войны обсуждались разные варианты.

Если посмотреть японские х/ф о II МВ, какие все там прекрасные герои.

Да уж, мифологизация истории.


То ли читал, то ли смотрел лекцию про японский милитаризм. Там отмечалось, что до 30-ых гг. в армии главную роль играл офицерский состав. Рядовых попросту не замечали, они были словно рабы. Но завязнув в войне с Китаем, роль рядового состава стала увеличиваться пропорционально росту их численности в армии. Появляются статьи в японской прессе, которые восхваляют уже не только отличившихся офицеров, но и простых солдат. Это я все к одной из возможных причин японской жестокости. В нач. ХХв. японский офицер, как правило проходил определенные курсы обучения в странах Европы и был просвещен. Поэтому жесткость свою мог сдерживать или вообще отказаться. Численность войск, даже если брать Русско-Японскую, все-таки была умеренной, а в годы IМВ потребывался лишь ограниченный армейский контингент при взятии Циндао. Следовательно тоже не было места особой жестокости. Но в следующую мировую войну пришли миллионы людей со своей культурой и идеологией, далекой от норм, принятых в "высшем офицерском обществе". Да и теперь уже курсанты не проходили обучение в странах Запада. И вот эта народная "бытовая" культура японцев и выплеснула такое жуткое явление, как нормы обращения с пленниками. Чисто мое мнение, может я не прав.


Следовательно тоже не было места особой жестокости. Но в следующую мировую войну пришли миллионы людей со своей культурой и идеологией, далекой от норм, принятых в "высшем офицерском обществе". Да и теперь уже курсанты не проходили обучение в странах Запада. И вот эта народная "бытовая" культура японцев и выплеснула такое жуткое явление, как нормы обращения с пленниками.

Скорее всего, Ваши предположения правильны. С одной стороны, происходил существенный рост численности рядового состава. С другой, сознательное, нарочитое поощрение сверху этой самой "бытовой" культуры и её противопоставление чуждым западным нормам. Так, в книге упоминается показательный пропагандистский фильм, который показывали в японских кинотеатрах вскоре после того как Япония вышла из Лиги Наций и, следовательно, освободилась от международных обязательств. В нём отразились растущие националистические настроения и уникальность выбранного пути, высмеивались "прогнившие" западные ценности.

Спасибо Вам за внимание и комментарии, Сергей.


Я вот отмечу, что всё же японских военных преступников из числа высшего генералитета в послевоенных процессах приговаривали к смертной казни, вроде бывшего премьера Тодзио. Да и на Нюрнбергском процессе не всех казнили.
В японском кинематографе, касающемся войны в Китае 1937-45 годов уже с семидесятых началось освещение военных преступлений, совершённых японской армией. Как пример - вторая и третья части трилогии «Война и человек», где в эпизодах про войну в Китае японские солдаты вырезали деревни и устраивали казни пленных и гражданских, подозреваемых в помощи или принадлежности к партизанам. Рефлексия о периоде милитаризма началась как раз в шестидесятых и семидесятых, примерно в одно время с Германией.
Есть другой, обратный пример - послевоенная Италия. Там итальянские военные, замешанные в преступлениях против мирного населения в Африке и на Балканах, не подвергались никакому наказанию или осуждению в обществе. Маршал Пьетро Бадольо, использовавший химическое оружие против эфиопов не был выдан эфиопскому правительству для процесса над ним, потому что именно он объявил о выходе Италии из войны после свержения Муссолини. Маршал Родольфо Грациани, известный своими методами усмирения Ливии и Эфиопии, был приговорён к тюремному заключению, но вышел по амнистии через три месяца.
Генерал Марио Роатта, ответственный за кампанию террора против хорватского и словенского населения в оккупированной Югославии спокойно бежал в Испанию и тихо вернулся в Италию. Генерал-губернатор Черногории Алессандро Пирцио Бироли, разыскиваемый после войны югославским правительством за казни и террор гражданского населения, не был привлечён к ответственности и умер в преклонном возрасте.
В одном документальном фильме Fascist Legacy про военные преступления фашистской Италии один из бывших офицеров итальянской армии в Югославии рассказывал про отношение итальянских солдат к войнам Муссолини: «никто из нас не думал, что идти завоёвывать чужие страны - это плохо» (не дословно, лишь смысл). Сами итальянцы держали хорватов и словенцев в концлагерях, условия которых были ничуть не лучше немецких или японских.
Почему я написал про военные преступления итальянцев? Я заметил, что обычно рассказывают про военные преступления Германии или Японии, но вот Италию обходят мимо вниманием. Но это понятно, потому что после войны союзники в Италии не стали делать как в Германии и Японии, ибо был необходим сильный противовес коммунистам в лице неофашистов.



Спасибо за Ваш комментарий. Совершенно ничего не знал об итальянских преступлениях. Читая это, задумался над тем, почему в Советском Союзе, который вроде рьяно разоблачал факты фашистских преступлений, об итальянцах ничего не говорили? Или это тоже имело политическую подоплеку, т.к. с Италией у нас были довольно тесные экономические связи?


Наверное, потому что сами итальянцы на Восточном фронте не отличились в преступлениях (речь не идёт про "низовой уровень"
вроде "два итальянца изнасиловали девушку"). Да и к тому же, даже во время войны к итальянцам не было ненависти. Знаете же известное стихотворение Светлова про убитого итальянского солдата?
И память о итальянском Сопротивлении 1943-45 годов оказалась очень удобной, чтобы не поднимать тему военных преступлений собственно фашистской Италии.


Ну да, итальянцы в России себя не запятнали. Помню воспоминания одной бабушки из деревни в Поволжье, оккупированной итальянцами, что местные итальянцев подкармливали, больно жалко те выглядели. Конечно, любые воспоминания надо воспринимать осторожно, но, тем ни менее, показательный пример.


Спасибо Вам за такой развёрнутый и информативный комментарий.
Действительно, военные преступления итальянцев в период Второй мировой обычно остаются в тени, они точно не на слуху. Думаю, это тоже один из примеров селективного подхода к истории, который порой неизбежен.

всё же японских военных преступников из числа высшего генералитета в послевоенных процессах приговаривали к смертной казни, вроде бывшего премьера Тодзио.

Да. Был же Токийский трибунал, который должен был расследовать эти преступления. Но, насколько мне известно, никого из членов императорской семьи не судили.

В одном документальном фильме Fascist Legacy про военные преступления фашистской Италии один из бывших офицеров итальянской армии в Югославии рассказывал про отношение итальянских солдат к войнам Муссолини: «никто из нас не думал, что идти завоёвывать чужие страны - это плохо»

Взяла док. фильм на заметку, спасибо. Ответ итальянских солдат по поводу отношения к завоевательным войнам вполне предсказуем, увы.

Вы не читали Yoshimi Yoshiaki, Ethan Mark (Translator) - Grassroots Fascism: The War Experience of the Japanese People? Насколько я знаю, там про развитие имперской идеологии и её проникновение в разные слои общества.


Но, насколько мне известно, никого из членов императорской семьи не судили.

Принц Асака, командовавший штурмом Нанкина, не был привлечён к суду. Вместо него судили генерала Иванэ Мацуи, который был известен своими прокитайскими симпатиями.

Действительно, военные преступления итальянцев в период Второй мировой обычно остаются в тени, они точно не на слуху. Думаю, это тоже один из примеров селективного подхода к истории, который порой неизбежен.

В Гражданской войне в Испании Aviazione Legionaria - ВВС итальянского экспедиционного корпуса устраивали бомбардировки Барселоны и других некоторых испанских городов, подчас даже сильнее, чем Герника. Вообще же, итальянское участие в Гражданской войне в Испании оказалось на втором плане в массовой культуре и научной литературе по сравнению с немецкой интервенцией (для примера приведу, что в известном издательстве Osprey по теме войны в Испании выпущены две книги про Легион "Кондор", одна описывает собственно его подразделения, а вторая - его воздушные кампании. В то время как итальянский экспедиционный корпус был описан вкратце в одной из книг про националистов), хотя итальянцы вложились больше, чем немцы, а получили меньше.

Вы не читали Yoshimi Yoshiaki, Ethan Mark (Translator) - Grassroots Fascism: The War Experience of the Japanese People? Насколько я знаю, там про развитие имперской идеологии и её проникновение в разные слои общества.

Не читал, узнал от Вас, надо будет найти и почитать. Хотя заголовок странный, мне больше кажется, что Японская империя была гибридом Британской империи со Вторым Рейхом.


Принц Асака, командовавший штурмом Нанкина, не был привлечён к суду

Да, об этом я читала.

В Гражданской войне в Испании Aviazione Legionaria - ВВС итальянского экспедиционного корпуса устраивали бомбардировки Барселоны и других некоторых испанских городов, подчас даже сильнее, чем Герника.

А вот об этом не знала. Вообще поняла, что не знаю никаких подробностей про итальянское участие в Гражданской войне в Испании. Надо будет как-нибудь восполнить пробел, хотя бы по верхам... И фильм, который Вы упомянули, Fascist Legacy, планирую посмотреть.

Хотя заголовок странный

Я пока только думаю прочесть. Автор, японский историк, вроде бы внушает доверие.


Вы молодец, что находите силы на такие книги. Мне даже что-то ответить на рецензию сложно, хотя прочитала уже давно. Мысли в кучу не собираются, увы(


Мила, спасибо большое, что читаете. Мысли собираются с трудом после таких книг и тем…
Случайно увидела ваш комментарий. Как уже надоели эти глюки на сайте(


Я вообще удивлена, что он опубликован. Вчера никак не добавлялся. Подозреваю, что он задвоилися энное количество раз(


Подозреваю, что он задвоилися энное количество раз

Ага, но не сразу. С опозданием добавились, видимо)


Да уж(
Я просто пару паз нажала добавить на автомате.


У меня тоже так было и не раз, когда комментарии на сайте не отправлялись)


Это привычное дело.

1 2