Больше рецензий

8 сентября 2023 г. 00:22

504

3 Нормальные дети и их неадекватные родители

Наверное, мало есть детей в России, которые никогда не слышали и не читали про Лёлю и Миньку, тем более, что это программные произведения начальной школы. Многие родители, помня из своего детства о весёлых приключениях брата и сестры, покупают эту книжку детям, полагая, что у автобиографических коротких рассказов Зощенко имеется воспитательный эффект. Я тоже считаю, что эффект имеется, но в деле воспитания не детей, а родителей. И то, в действии от обратного.
И старшая Лёля, и Минька ведут себя как совершено обычные здоровые дети их возраста: играют, исследуют окружающий мир, обожают сладкое и подарки, ищут внимания и одобрения родителей, хитрят и обманывают в попытке получить желаемое или уйти от наказания, ссорятся, когда что-то не поделят и т.д. Все неприятности и курьёзы случаются с ними просто потому, что они дети. Возобладание эмоций над рассудком, неумение просчитать последствия своих поступков, эгоцентризм - это всё возрастные особенности дошкольников и младших школьников. Просто дети.
И я с удовольствием следила за отношениями брата и сестры, их диалогами и играми. Но когда в повествовании появляются родители (или бабушка), оно начинает походить на фарс. Самые близкие люди Лёли и Миньки, которые должны их любить, защищать, поддерживать и учить своим примером, просто поражают некомпетентностью! Я понимаю, что на рубеже 19 и 20 веков было иное отношение к детям и феномену детства вообще. И методичек Петрановской с Гиппенрейтер у тогдашних родителей не имелось, но чуткость, внимательность, честность и родительскую интуицию не сегодня придумали. Тем паче, папа и мама у писателя очень интеллигентные и творческие люди дворянского происхождения.
Как бы не пытался автор смягчить краски и придать тексту ироничный оттенок, но все родные Лёле и Миньке взрослые предстают как инфантильные, непоследовательные и истеричные манипуляторы. Стыд, угроза и шантаж - их любимые инструменты давления. И ещё нудная демагогия отца!
Также мы встретим:
несоразмерность проступка и наказания;
явное выделение младшего ребёнка и отвержение старшего,
неумение объяснить, в чём ребёнок провинился и как ему надо было поступить, а самое главное - нежелание разобраться в мотивах его поступка,
использование откровенности ребёнка против него самого,
боязнь принять сторону ребёнка и защитить его от агрессии другого взрослого.
Вот и получается, что рассказы про Лёлю и Миньку не совсем детская литература, но скорее сборник художественно описанных ситуаций для педагогических упражнений: что взрослые сказали и сделали некорректно? как это может повлиять на детей? как бы вы поступили в такой ситуации?
У Михаила Зощенко непростая судьба: и как русского офицера, и как литератора. К сожалению, его детство не стало для него "тайной опорой" в тяжёлые годы. Не было у него, как у академика Лихачёва, "одеяла" счастливых детских воспоминаний, которое отогреет душу в самое холодное и злое время. Но очень хочется верить, что у нынешних Лёль и Минек больше шансов такое "одеяло" получить.

Комментарии


Вы поставили оценку книге или родителям литературного героя?)
Согласна с вами, что методы воспитания пересматриваются и меняются. Можно вспомнить, как бабушка предлагает выпороть Лёлю и Миньку, но папа запрещает. Он говорит, что это старый метод воспитания детей и не приносит пользы.