Больше рецензий

8 сентября 2023 г. 19:48

311

4.5 Спойлер Тут всюду могилы, куда ни пойдешь

Повесть посвящена людям, пережившим войну и пережившим репрессии, людям, которые живут с памятью о гибели родных и любимых.

Но кроме этого она еще и о долге писателя и о слове.

СССР конца сороковых годов. Санаторий для писателей, двухэтажный каменный дом посреди заснеженного леса. И его обитатели, которые отдыхают, ходят на процедуры, пишут и иногда, как бы походя, раскрывают то страшное, что с ними произошло. Чуковская становится их голосом: и крестьянский детей, и осиротелых родителей, и репрессированных, и не понимающих.

Каждый из них находит способ жить со своей травмой: 1) Жить ради другого; 2) Жить ради того, чтобы передать свою правду единомышленникам в будущем; 3) Жить, играя роль; 4) Жить, придумав себе картину мира, где произошедшее объяснимо.

Второй вариант — это как раз таки варинт Нины Сергеевны, главной героини, от чьего лица ведется повествование. Через нее Чуковская передает свои мысли о том, чем должна быть литература.

Нина Сергеевна "спускается под воду", т.е. спускается в свои воспоминания времен ареста мужа, чтобы передать потомкам правда, найти в будущих людях братьев по духу и чтобы ее повесть стала "чьей-то новой душой. В эту душу проникнет, созидая ее, Алешин голос и Катенькин плач."

Главное художественное противостояние в этой книге происходит между вдовой репрессированного Ниной Сергеевной и репрессированным Билибиным. Он спрятал свою правду (в бумаге и жизни) под таким слоем грима, что никто ее не разберет, если только сам он не укажет, как он указал Нине Сергеевне. Воспоминания о своих погибшим товарищах он спрятал в типичный "советский роман". В жизни мальчик был болезненным, потому что родился в шахтах от каторжных; в его произведении — потому что беспокоился из-за ссор родителей. Он описывает эту жизнь, но лжесвидетельствует, как говорит Нина Сергеевна.

Эпиграфом Чуковская выводит цитату Льва Толстого: "Нравственность человека видна
в его отношении к слову." По мнению Чуковская настоящая литература не имеет права лгать. Она должна говорить правду, которую писатель достает из глубин своей души.

Источник