Больше рецензий

11 сентября 2023 г. 14:21

339

4 Спойлер Две уточки-мандаринки

Невероятно поэтичный исторический роман о жизни женщин в сельских районах Китая в середине XIX века. Лиза Си – американская писательница, чьи предки по линии отца переехали из Китая в США в погоне за американской мечтой. Лиза частично росла в этой культуре (прадед Си – первый хозяин Лос-Анджелесского Чайнатауна) и мне показалось, что ей очень неплохо удалось показать атмосферу того времени, наполнив повествование огромным количеством мельчайших бытовых деталей. В итоге получилось то, что очень редко получается у авторов исторических романов: нескучный учебник истории на основе описания взаимоотношения двух женщин, которые прошли вместе сквозь множество испытаний.

История крутится вокруг возвышения положения одной главной героини романа Лилии и «падения» другой главной героини – Снежного цветка. Каждая из них пройдёт через варварскую процедуру бинтования ног, чтобы через боль попытаться обрести своё счастье. Девочки с раннего детства будут связаны особым договором и станут «лаотун». Такой тип отношений подразумевает близкую дружбу на протяжении всей жизни, но как легко разрушить то, что в детстве кажется незыблемым.

Другая важная часть романа – нушу. Это единственный в мире язык, основанный на гендерных различиях. Нушу пользовались женщины Китая чтобы передавать друг другу послания, которые не должны были быть прочитаны мужчинами или теми, кто этот язык не знал. История отношений Лилии и Снежного цветка написана на веере, складка за складкой, мелким почерком с рисунками.

С позиций современного европейца история ужасная и шокирующая, наполненная варварскими обычаями и отвратительным отношением к женщинам, но язык романа не обличающе-оценочный, а описательно-нейтральный. В глазах самой Лилии, ей невероятно повезло в жизни. Научившись «любить через боль», она достигла высот, о которых не смела мечтать в детстве. Но удалось ли ей сохранить душевную чистоту? На этот вопрос у меня нет однозначного ответа даже после прочтения. Настолько всё в книге неоднозначно.

Роман служит прекрасной иллюстрацией того, насколько вредны традиции для прогресса общества. Именно они побуждают продолжать следовать обычаям, которые были актуальны на намного более низком технологическом витке. Примеров такому было немало и в истории, и в литературе, и этот выглядит очень красноречиво.

Интересно, что это первый роман в исторической серии, а до того Си написала три детектива. И общая канва детективного сюжета частично присутствует и здесь: в начале мы видим веер и старую женщину, которая постепенно, складку за складкой рассказывает нам историю своей жизни, одновременно «раскрывая» тайну веера.

Книга прочитана в рамках книжного клуба "Москвалогии".