Больше рецензий

trounin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба и ведущий сайта Trounin.ru

15 мая 2014 г. 10:02

112

3

Когда решаешь взяться за творчество неизвестного тебе писателя, то ни в коем случае не стоит браться за его первое произведение, лучше не трогать произведение из последних. Лучше всего будет выбрать случайным образом из золотой середины. Писатель уже не спотыкается в словах, но и не давит своей, обретшей силу, способностью пленить выработанным слогом, продолжается его становление, и он склонен экспериментировать. Схема работает отлично с любым писателем. Но что делать с Борхесом? Его имя на слуху, при этом Борхес писал рассказы. Может у него есть что-то размером с повесть - об этом я пока не знаю. Тот же Эдгар По, такой же мастер рассказов, имеет в своём активе "Сообщение Артура Гордона Пима", тяжёлый к пониманию труд, лёгший в основу его последователей, переработавших текст и сделавших собственные произведения более понятными. Перед нами Борхес. Каким образом скомпонован сборник с громким названием "Избранное" непонятно. Но он есть и пленит начать знакомство с автором именно с него. Зачем мудрствовать и далеко ходить - всё всегда решает случай.

Первое и основное впечатление - Борхес собирает криминальные истории и пересказывает их, смакуя каждую деталь, превознося, казалось бы, в полной обыденности ситуации. Или жители Аргентины действительно имеют такой буйный кровожадный нрав, или Борхесу свойственен магический реализм Маркеса, или перед читателем народный фольклор, сравнимый с русскими сказками про леших, да домовых, вышедших из болот и из-за печек, чтобы исполнить своё прямое предназначение по убийству людей. Только у Борхеса нет мистики, лишь отчаянные люди. Безумству храбрых поёт он песню - только так можно отрекомендовать представленные в сборнике рассказы. Такое ли всё остальное творчество писателя - вот это больше всего интересует.

Борхес постоянно находится в диалоге с самим собой. Личное присутствие или присутствие через альтер-эго практически обязательно, как и завязка истории, предваряющая каждый рассказ, позволяет читателю узнать откуда Борхес её взял. Рассказчик, в лучших традициях латиноамериканской литературы, даст изрядную долю драмы, вызывая разнообразные чувства от сожаления и рыдания до отвращения. После прочтения, внутри остаётся ощущение выжатого лимона. Будто из тебя забрали все соки, приготовили основу, разбавили водой и влили обратно. Барахтайся теперь, как хочешь, с нарушением баланса разбежавшихся мыслей.

Борхес - это убийство в каждом рассказе, чистой воды лиходейство.

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- Проза разных лет (сборник)
- "Сообщение Артура Гордона Пима" Эдгара По
- "Палая листва" и "Полковнику никто не пишет" Габриэля Маркеса
- "Габриэла, корица и гвоздика" Жоржи Амаду
- "Крёстный отец" Марио Пьюзо

Блог автора рецензии

Комментарии


А я всегда стараюсь начинать с первого :) Хотя согласна, лучшие где-то в середине. Автор уже выписался, почувствовал силу, но еще не наплевал на читателя :)
Убийство и лиходейство? Интересно :)


каждый рассказ - это новая серия о советских преступлениях с Леонидом Каневским - такая у меня аналогия


Серьезно? Тогда еще более интересно :))


обязательно удели пару часов :Ъ