Больше рецензий

Arielliasa

Эксперт

а кому не плевать

21 сентября 2023 г. 16:47

699

5

Всё началось с экранизации, которая попалась мне в поисках чего-нибудь достаточно осеннего (критерий всего один — чем больше безысходности, тем лучше). Посмотрела половину и осознала, что здесь явно чего-то недостаёт и нужно в срочном порядке ознакомиться с романом. Отличный порыв, принёсший сразу два открытия. Первый: книга прекрасна и я готова петь ей оды до скончания своих дней. Второй: экранизация очередного романа писателя идёт куда подальше (что вообще за манера лепить красивую картинку и полностью забивать на эмоциональность сюжета?) Но забудем о фильме — он средний и ярких впечатлений не принёс.

Долорес Клейборн обвиняется в убийстве своей нанимательницы, у которой служила сиделкой уже многие годы. Местный почтальон обнаружил её над телом покойной со скалкой в руках. Правда, по словам героини ничего такого она не делала и чтобы обелить своё имя, женщина собирается рассказать, как однажды совершила преступление. Преступление, о котором никто не знал и то, в котором она за все годы своей жизни ни разу не раскаялась.

Это не первый раз, когда у писателя выходит замечательно прописать персонажку, но, пожалуй, первый для меня лично, потому что он единственный пронявший меня настолько сильно. Да, какая-нибудь Кэрри или милейшая героиня из Доктора Сна также хороши, но Долорес всё же немного отличается от них. Она мстит (как и упомянутые дамы), но по большей части злость направлена на мужа не из-за жестокости к ней лично. И ещё она делает это, несмотря на наглядный пример своих родителей и их же воспитание, где хорошая жена = жене послушной, а значит избитой в нужный момент. До мурашек, честно.

Оскорбления, физическое насилие, постоянное прислуживание — это конечно же ужасно и такое не нужно игнорировать в любом случае, но Долорес смотрит на это иначе. Поначалу. Она как та куколка бабочки, не сразу появляющаяся на свет. Воспитанная отцом, позволяющим себе распускать руки и матерью, безропотно терпящей подобное отношение к себе, героиня живёт так, как научили. Будь хорошей женой, даже если твой муж никогда не станет этого достоин. Будь лучшей матерью, сохраняй полную семью. Будь правильной версией себя, не отступись. Но так ли возможно сохранять баланс при таких составляющих?

Роман хоть и короткий, но такой пронзительный. Каждое слово бьёт в самое сердце. Каждый поступок трогает своей драматичностью. Это то самое важное, чего не удалось сохранить в экранизации. Лучше всего можно это увидеть в сцене на пароме, когда Долорес разговаривает с дочерью. Мне одновременно хотелось вскочить и закричать: «ДА, БОЖЕЧКИ, КАК ЖЕ ТЫ ПРАВА» и откопать яму поглубже, чтобы похоронить там живьём мужа героини.

Впрочем, один момент всё же вызвал вопросы — сцена с колодцем. Что это? Совесть героини? Мистическая часть романа? Потому что иначе воспринимать развязку не получается. Но это так, мелочь и она никак не повлияла на общее впечатление. Сама книга чудесная, невзирая на ужасное содержание. Текста вроде маловато, но читая, не чувствуешь недосказанности.

И ещё одно — Вера. Ох ты ж, многого ожидала, но не такого. Без спойлеров не получится, поэтому только так.