Больше рецензий

Marion-Morana

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 октября 2023 г. 04:35

120

3.5 Спойлер Сумбур и сумятица

Этой книге я обязана тем, что бросила игры на ЛЛ, стала намного меньше читать и мучилась ощущением незавершенности почти 5 лет. Сколько раз я ее начинала читать и бросала, а потом снова начинала грызть этот кактус. Что ж... Он съеден и оставил после себя послевкусие недоверия и недоумения с нотой разочарования.

Хоть автор старался увязать всю ту мешанину, что он внес на страницы книги, осталось много непонятного. Меня действительно заинтересовала идея электрического монаха, главный функционал которого — верить. Даже в чушь. Но потенциал этого героя не раскрыт! Зачем было вводить его в сюжет, если он будет фигурировать только в начале, потом один раз сыграет роль чеховского ружья (буквально), и вспомнит автор о нем только под конец, отписавшись, что профессор его куда-то там отправил по просьбе самой железяки. Зачем всё это было... так сложно? Убийство Гордона Вэя можно было обставить и проще, без провисания в последствии этой линии монаха. Так вот, сам мистер Вэй. Он появляется и тут же умирает, понимает некоторые моменты взаимодействия призрачного и материального, и всё. В следующий раз он появится, как и монах, под занавес, чтобы произвести свой информационный "выстрел". Я думала, что это он пытался вселиться в Макдаффа, когда тот влез за кассетой к Сьюзан, мол, хотел с сестрой попрощаться или беспокоился о своем компьютерном детище, поэтому хотел Ричарду, своему компаньону, что-то внушить... По ходу истории мы узнаем, что в Ричарда действительно пытался вселиться призрак... инопланетянина. Здесь меня накрывает волной философских размышлений — у инопланетян есть души? И если есть, то как оно укладывается в концепцию Творца, который создал людей по образу и подобию своему и наделил их бессмертной душой. У русалок Андерсена вон души не было. Или призрак ≠ душа? И вообще, насколько понятно из текста, у салаксаланцев технически прогрессивное общество, как у них в принципе с религией дела? Эта "заблудшая душа" космического инженера устами Майкла Уэнтона-Уикса ведает трагичную историю, как на заре древнейшей эры, когда жизни на Земле еще не существовало, их отряд, ищущий мирное место во вселенной, где можно спрятаться от войны и построить дивный, новый мир по его ошибке сгинул на нашей планете, а он столько лет мыкается и ждет возможности исправить свою ошибку. Путь до корабля зашифрован в поэме Кольриджа "Кубла Хан", в поэта призрак тоже вселялся когда-то, когда тот баловался наркотиками. Когда главные герои помогли призраку вернуться во времени и пространстве к кораблю, до Дирка доходит, что пришелец сейчас перекроит ход времени так, что человечество не появится на Земле как вид вообще. Они отправляются во времени к Кольриджу и мешают ему дописать поэму, что оставляет инопланетного призрака с носом. И тут меня снова начинают одолевать вопросы: призрак на Земле торчит миллиарды лет, за это время он не растворился, не забыл свою драму жизни, не забыл тех, в кого вселялся, как развивалась цивилизация, но без поэмы он не найдет путь к своему кораблю? Чего? Ранее профессор рассказывал, как из-за его влияния во времени исчез как вид додо, потому что он, Урбан "Редж" Хронотис, попытался спасти латимерию. А срыв написания гениального произведения никак не отразится на временной линии, что ли? В начале книги весь преподавательский состав и приглашенные ими гости собираются в Кембридже на чествование Кольриджа, где традиционно зачитывают поэму "Кубла Хан". Герои мешают завершению поэмы. Стал бы Кольридж знаменитым с обрывком произведения? Стали бы собирать в честь него пиры в колледже? Ну, допустим, ситуация была пан или пропал, когда на кону существование человечества, уже до звезды переживания о временных линиях, тут вмешательство было необходимо. Но вот профессор Хронотис записывает музыку с корабля салаксаланцев и отдает ее Баху. Это тоже никак не меняет временную шкалу? Это уже не необходимое действие, а просто "подарок" Ричарду. Или тут уже принцип "сгорел сарай — гори и хата"? Типа мы уже настолько накосячили во времени, что инопланетная музыка погоды не сделает.

Вторая часть книги завязана на скандинавских богах. Мне кажется, что по тону она более серьезная, хотя бредятинки и тут хватает... Поднимается проблема бессмертия и бессилия — люди создали божеств из своих чаяний и перестали их замечать со временем, а боги здесь, на земле, хиреющие без веры в них. Настолько отчаявшиеся, что готовы продать свою силу адвокату и рекламщице за чистые простыни. Я понимаю, что Гейман со своими "Американскими богами" или Бром с "Потерянными богами" будет много позже, но эффект новизны от такого угла зрения на вопрос богов и силы веры у меня уже прошел, поэтому мне даже не хочется подробно рассматривать эту часть книги. Потому что дальше будет опять абсурд с девушкой-автоматом кока-колы, орлом-истребителем или волосяными ловушками на дверце старого холодильника, богом из машины, точнее из этого самого старого холодильника... Нет, с меня хватит.

"Автостопом по галактике" является культовой вещью, я ее не читала, не смотрела, как не смотрела и сериал по "Агентству Дирка Джентли" , но т.к. автор именитый, обласканный рецензиями, бралась я за чтение беззаботно и легко. Закрыв книгу, испытала недоумение — откуда столько хвалебных отзывов? Может, это я — дурак, а лыжи едут? И несомненный плюс в этой книге есть! Я узнала о писателе Кольридже, даже почитала отрывки из поэмы "Кубла Хан" и "Сказания о старом мореходе", почитала статьи о них. И путём просвещения удалось "выкупить" аллюзию Электрического Монаха с его кобылой, и я даже немного "потеплела" к "Агентству" в целом, потому что ученье — свет, а неученье — тьма  ╮(︶▽︶)╭

Прочитано в рамках игры "Собери их всех"