Больше рецензий

EvA13K

Эксперт

мысли книгоголика

9 октября 2023 г. 16:48

391

4

Интересная мне попалась книга, которую я с удовольствием прочитала. Эта книга содержит совокупность истории, психологии и социологии. Особенно понравилась первая вводная глава, знакомящая читателей с термином "городская легенда", с историей развития интереса исследователей к подобному творчеству, и с принципами, по которым изучают подобный фольклор в нашем времени. Книга замечательно структурирована, после вводной идут уже главы, разбирающие различные группы легенд, причем каждая глава содержит введение и заключение. Внутри главы приводятся цитаты, а иногда и анекдоты, потом читателя ждёт описание исторических событий времен создания и активной фазы легенды с разбором причин её возникновения и распространения. В этих главах рассказано про знаки, оставляемые врагами, про агитлегенды, опасность иностранных вещей, про занесенные болезни и угрозу ядерной войны. По последней, помню, что ещё в моём детстве пели переделанную песню из Чебурашки.
Советское время я застала в самом детстве, плюс жила (и живу) в азиатской части России, наверно, поэтому большая часть легенд, упомянутых в книге, ранее мне не встречались. При этом во время чтения вспоминались более современные бродячие сюжеты. Ну и про колбасу, по-моему, до сих пор живее всех живых история.
Особенно поразила глава про каннибализм, наверно, потому что этот фольклор основан на реальных случаях.
Читая про боязнь замараться и государственное воспитание культуры мытья рук среди населения городов, думала о недавней пандемии коронавируса, когда снова из телевизора нас учили мыть руки после общественных мест. Ещё я вспомнила эпизод из давно прочитанной книги, даже не помню какой. Это фантастика про будущее, в котором победили микробную опасность. Меня поразило описание эпизода так, что он отложился в памяти, когда всё остальное о сюжете давно забыто. А сам эпизод о том, что в кафе герой роняет что-то из еды на пол и чтобы не вставать и не наклоняться (а он босиком), поднимает еду ногой и продолжает её есть.

Мелкое замечание авторам.
В одном случае немного зная мифологию я не смогла согласиться с приведенным авторами примером из легенды:
Помимо анатомических странностей, «инаковость» чужих может выражаться в особенной физиологии, которая представляет для «нас» опасность. Так, например, в греческом мифе жена Геракла Деянира была похищена кентавром. Геракл, конечно, нашел и убил кентавра Несса, но тот перед смертью предложил Деянире пропитать своей кровью плащ: дескать, его кровь – это мощное приворотное средство. Несс обманул: на самом деле его кровь оказалась ядом, и Геракл, надевший этот плащ, от невыносимой боли был вынужден броситься в костер.

Кровь кентавра была ядовита не сама по себе, а потому что Геракл убил его отравленной стрелой, смазанной ядом гидры. Так что такой пример неуместен.
свернуть

В детстве и юности я с удовольствием читала сборники баек, но меня больше привлекал юмор, а не ужасы. Но и ужасы были, в виде книги Успенского "Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы...".

Собери их всех!

Комментарии


Я тоже читала юморные байки. Ужасов и не помню.


Ужасы больше устно передавались, уже в девяностые были несколько сборников, как авторы упоминают, но я только Успенского читала. И то, у него в книге половина - пересказ детских страшилок, а половина - детективная повесть по мотивам.


Помню-помню - в тёмной-тёмной квартире, в чёрной-пречёрной комнте … )))


Оно самое)


А сам эпизод о том, что в кафе герой роняет что-то из еды на пол и чтобы не вставать и не наклоняться (а он босиком), поднимает еду ногой и продолжает её есть.

Боооже, Женя, вот это щас у меня разрыв шаблона)))))) Немудрено, что у тебя отложилось в памяти!!


Да, авторы на фантазию не жалуются, а бедные читатели, потом со всем этим живут))