Больше рецензий
11 октября 2023 г. 07:57
685
5 Кто нужен "Изольде"?
РецензияБоже, какого же автора я нечаянно прихватила к себе на полку из чужой старой библиотеки! В нём то, что я люблю в литературе - смесь первоклассного языка, наполненного образами, красотой и глубиной, с мыслью, вернее с множеством мыслей, роящихся в наших головах (в моей уж точно) и находящих отражение в таких сочинениях. Настоящий классик, на мой взгляд! От новеллы к новелле с восторгом, а впереди ещё "Волшебная гора", на которую скоро взберусь, даст Бог... Ух, я завидую самой себе и "балдею" (извините за мой разговорный), как от Толстого или Чехова!
Ой, какая щепетильная проблема нарисовалась в этой новелле. Стара, как мир и всегда актуальна! Два типа мужчин и между ними женщина. Женщины бывают разные, как известно... Бывают такие земные, простые и выносливые, и претензии к жизни у этих дам вполне укладываются в материальную составляющую, удовлетворить которую можно при наличии сильного мужчины вкупе с женским влиянием на него. Но не все такие, к сожалению, а может и к счастью, не знаю... Есть особи утончённые, ранимые и одухотворённые, как не прискорбно для окружающих, а особенно для самих этих барышень. И вот тут проблема очень серьёзная возникает, вернее некий жизненный диссонанс. Подобная женщина, как и героиня данной новеллы, зачастую соглашается выйти замуж за сильного и земного мужчину, с которым можно жить без страха за завтрашний день и смело рожать потомство. Но не всё так просто складывается дальше. Годы их семейной жизни идут, а душу-то он её не понимает, и она, душа, от этой духовной немощи супруга тоже начинает несколько "подсыхать" в кутерьме обыденности.
И однажды эта изголодавшаяся по духовной составляющей, женщина, вдруг, встречает некоего романтического героя мужеского пола, который ой как оценивает её тонкую душевную организацию и видит даже "корону на её голове". Но этот романтик, как правило, (что обычно выясняется в самом конце истории) просто неудачник, как вот этот неизвестный никому писатель в новелле - некий "Тристан", наконец-то встретивший свою "Изольду". Однако, погодите! Я сейчас сарказничаю, конечно, хотя мне это и нелегко даётся, ибо сама с этим сталкивалась в жизни, поэтому иронизирую отчасти даже над собой.
Вот не всё так просто у классиков, как правило. Манн в последней сцене сталкивает лбами этих двух мужчин, стоящих на разных жизненных полюсах. Один здоровый "самец", преуспевающий в жизни земной, а другой - служитель пера, может и не самый успешный, но зато чувствительный и одухотворённый. Нет, я не задаюсь вопросом, кого выбрала бы эта, умирающая от чахотки, утончённая особа, ибо считаю, что осталась бы она в конечном итоге со своим сильным, но бесчувственным и нелюбящим её мужем, как мне кажется. А к этому любопытная цитата Манна о женщинах, с которой я чаще всего соглашаюсь:
Загадочное всё-таки существо женщина...как это ни старо, всё равно останавливаешься перед ним и только диву даёшься. Вот перед тобой чудесное создание, нимфа, цветок благоуханный, не существо, а мечта.
И что же она делает? Идёт и отдаётся ярмарочному силачу или мяснику.
Но меня волнует другое - каково мнение самого автора и его отношение к этим двум антиподам. Кого он высмеивает и поддевает из них? А может и никого, а просто констатирует грустный жизненный факт существования рядом с главной героиней двух таких разных и несовершенных представителей мужской половины человечества, ни один из которых ей не подошёл бы?
Комментарии
Как всегда заинтриговали)
Ну и пускай муж был бы для жизни, а поэт - любовник для души и тела) В жизни ведь часто так происходит)
В новелле этой сам "пиит" себя выдал, в общем там грустненько всё, читать надо..
Мы с Вашей мамой определённо сделаны из одного теста)
А такой совет вот дадите своей дочке, например, если она придёт на совет к папе в трудной жизненной ситуации?)
Папа даст совет, что при планировании своего личного счастья, нужно в первую очередь учитывать счастье своих маленьких детей. И от этого плясать
Гору не читал, но слышал, что чудесная.
Рад за тебя, Тань. Когда открываешь вот так родного автора.
А я странно познакомился с Манном.
Сначала я с братом его познакомился - Генрихом, и о Томасе не знал вообще.
Ты не читала Генриха?
У меня и с Цветаевой так было. Как у дурочка.
Я сначала познакомился с Анастасией Цветаевой, ей сестрёнкой, в и лишь потом узнал что есть ещё и Марина..
У меня как-то всё наоборот, зеркально, всю жизнь..
Неожиданная мысль, Тань.
Ах, вечное томление.. не женской души даже, а души вообще.
У Гёте есть дивный стих. В Фаусте, если помню правильно.
Нам нужно в жизни и то и другое. Как два крыла..
Просто иные люди замечают эту боль и тоску жизни, а иные - нет, или изредка.
А может женщина в мяснике тоже видит - ангела, в кровавом рубище?
Главное любить. Искренне и всем сердцем. А кого - не столь важно.
Нет, пока, есть одна книжка дома его "Зрелые годы короля Генриха 4". Тебе он понравился, Генрих? Да, я недавно тоже узнала, что они братья, а на полку их ставила вместе как однофамильцев сначала)
Она поэтесса тоже?
Да, очень нужны оба крыла, ты прав) Особенно женщина часто хочет видеть в своём любимом и романтического рыцаря, и надёжного добытчика. Наверное, потому что женщина больше зависит от мужчины)
Вот этим "иным" искренне завидую)
Может... Чужая душа - потёмки. И опять же, любовь зла - тоже подойдёт))
Тань, это так грустно..
Те кто знает Генриха (Манна), тот в основном знает так или иначе его по его роману Зрелые короли Генриха 4.
А это ведь не самый лучший его роман. Самый классический, "вумный", возможно.
Марина Цветаева просто обожала его любовные романы.
Я их не читал. Только его новеллы. Он мастер новелл, как и Томас.
Ой, у меня такое постоянно.
Я как то участвовал в одной умной дискуссии, и что то там говорил про одного человека, Юлия, как он встречался с Буниным и что то там ещё.
И мне человечек такой: Саш.. так это же его брат.
И тут у Саши уши покраснели..
О, нет!
Она ооочень известная мемуаристка.
Прежде всего известная своими большими мемуарами о своей жизни и Марины. Их детстве и вообще той эпохе.
Очень живописно и виртуозно написано.
Многие главы читаются как роман.
И другие есть у неё мемуары, не связанные с Мариной.
Всё же она тоже пострадала после революции и свой крестный путь прошла.
А я в ранней-ранней юности нашёл на полочке у мамы, книгу. Сборник женских повестей начала 20 века. Прям самого начала, может даже и конец 19-го.
И там была Анастасия. Её повесть автобиографическая - Дым, дым и дым.
Она написала её совсем молоденькой. Очень атмосферная повесть, повесть настроение и полёт, бальный, но по цветам жизни.
Я так очаровался тогда ей, что поцеловал книгу, Настю.
О Марине я ещё не знал.
Потом и Марину целовал..
Ну и прекрасно, что предупредил, поскольку я не знаю его вовсе. Значит, попробую новеллы, спасибо)
Ну, ничего страшного, я считаю. Мы же не обязаны знать всё, а наоборот - дискуссии и помогают узнавать новое)
Так часто бывает у многих, я думаю, когда что-то или кто-то наводит на мысль или случай какой... Пути наши все разные, главное чтобы они были в нужном для человека направлении)
… или же, например, нарцисс-манипулятор на стадии идеализации и подстройки к жертве.) Но здесь, скорее всего, не такой случай.
Книгу эту я не читала, но думаю, что никого. Ведь любая крайность – это не очень хорошо. Во всём желательна золотая середина и гармония, без опасных перекосов в какую-либо сторону. Любые противоположности всегда принадлежат некоему общему единству, являясь его полюсами. Поэтому здесь важна мера и сбалансированность противоположных начал: возвышенного и обыденного, духовного и материального, сердца и разума.
Да, немного другой) Он сам там в собственные сети очарования попал, увидев её. А поскольку она была замужем, сам бы потом, наверное, страдал..
Да бы!!)) А где набраться таких мужчин сбалансированных, скажи, а ? :)
Мужчины, где вы такие идеальные, ауууу???) И слышу ответ через некоторое время от них - а вы сами не идеальные, женщиныыыы! ;))
Спасибо, что заглянула, Людмила :))
Здесь,похоже,как раз и такой
Ух ты! Так это же в корне всё меняет!
Намёк поняла. Иду к Вам, Валентин. )
Знаешь, Тань, а я вот обычно так в обратную сторону думаю, вот ровно то же: "Нормальный вроде мужик, умный, а женился ну чисто на красивых ногах"))))))
Ну, так это вообще отдельная тема:)) Согласна, я тоже так часто думаю. Но, кстати, знаю много примеров, что эти нормальные и умные мужики от этих ног тоже "делают ноги" через некоторое время, конечно...)))
Женщины точно не выходят замуж за красивые мужские ноги!!)
За ноги точно не выходят, а вот за деньги - некоторые, ну те, которые с красивыми ногами, выходят частенько..
Это повсеместно)
Да))) Да женщины и за силача, и за мясника выходят из куда более рационалистичных соображений, чем мужчины – за ноги)
Татьяна, теперь и я прочитала.)
На мой взгляд, в рассказе противопоставляются не возвышенное и обыденное, не материальное и духовное, нет. Две противоположности здесь – это любовь к жизни и влечение к смерти. Шпинель – явный поклонник красоты и «трогательной святости» смерти. Похоже, что он приехал в санаторий, где много неизлечимых больных, именно для того, чтобы быть поближе к смерти и наслаждаться её зловонным дыханием. И даже сама Габриэла в словечке Шпинеля «жизнежадно» сразу увидела «какое-то неуважение к жизни, хотя жизнь – это самая почтенная вещь на свете». То есть в вопросе любви к жизни она на стороне мужа, в этом смысле эти супруги – одного поля ягоды.
Шпинель же ненавидит солнце, а восхищается косой луной и «вечерним светом упадка, гибели, угасания». Он обвиняет мужа Габриэлы в том, что тот увёл «её из запущенного сада в жизнь, в уродливый мир». Сам же обвинитель, видите ли, вместо мужа позаботился о том, «чтобы в гордом блаженстве» она приняла «смертельный поцелуй красоты». То есть он понимает, что ускорил смерть Габриэлы, и гордится этим. Сообщение о резком ухудшении состояния больной потрясло её мужа, но совсем не огорчило Шпинеля. Ведь он сам и постарался приблизить конец её жизни, чтобы показать ей красоту смерти (с его точки зрения).
Возможно, спорить не буду) Я в рецензиях эгоист - не анализирую как таковые произведения, как ты, а просто "хватаюсь" за своё, что меня цепляет и "пою"))
Может и так, он же писатель, изучает жизнь во всех её ипостасях, возможно...
Спорный вопрос, однако)
Согласна, поэтому и написала, что она выбрала бы своего супруга в случае выбора)
А вот тут соглашаюсь с писателем. Мир и правда часто уродлив для таких, как она, где нужно просто быть хорошей и добротной "самкой". Впрочем, это очень субъективно)
Конечно, не огорчило Шпинеля, потому что он понял раньше мужа, что она умирает (хотя здесь, возможно, просто его фантазии) Не поняла, а как он приблизил её конец?
Здесь соприкоснулись две стихии - земная и духовная. И они не нашли гармонии, как две противоположные сущности. А вообще, честно, мне не симпатичен ни тот, ни другой. Один - "животное" (пардон), а другой - лунатик))
Людмила, спасибо за интересный анализ :))
Нет, не во всех. Его интересует именно смерть. Её красоту он и воспевает.
Это мнение героини, которая любит жизнь. Шпинель, конечно, самой почтенной вещью назвал бы смерть.
Да, тут мы с тобой совпадаем. )
Ты о чём? Писатель же считал, что её надо было отдать в лапы запустения и смерти, а не уводить в жизнь (с её материнским счастьем и безусловной любовью к новорожденному малышу). Ты с этим что ли согласна? А матерью, по мнению героя, нельзя становиться, так как мать даёт ребёнку ту ненавидимую им жизнь, которая враждует с красивой, святой и трогательной (для него) смертью.
Но отсутствие огорчения говорит ещё и о том, что у него не было к ней никаких чувств. Более того, он желал её смерти.
Ну, он же знал, что врачи запретили ей играть, так как музыка её волнует, а ей необходим покой. Но Шпинель специально уговорил её играть и играть, чтобы она, говоря его словами, в гордом блаженстве приняла смертельный поцелуй красоты.
Ну, вот. ) Всё-таки решила поспорить? А говорила, что не будешь.) Тут у нас разные мнения. Как я уже писала выше, я увидела другое: любовь к жизни, прекрасно символизируемую в финале смеющимся ребёнком, и влечение к смерти у горе-писателя, ненавидящего жизнь и воспевающего угасание, разрушение. И я бы не стала этого некрофила называть духовным человеком. Некрофилия – это не о духовности.
И тебе спасибо, Татьяна! Рада была с тобой пообщаться. )
Согласна с тобой, Татьяна! Ты знаешь, да, прямо до мурашек! Всё, конечно, в глазах смотрящего, но я увидела именно так. Причём я и сама была в шоке при чтении, так как после ваших с Валентином рецензий совершенно не ожидала там некрофилии. Но, на мой взгляд, эта мрачная тяга к угасанию, разрушению, загниванию, гибели настолько явно присутствует у этого певца смерти, что сразу бросилась мне в глаза. И я никак не смогла её проигнорировать, хотя настроена была совсем на другое.
А вот Валентин, кстати, легко проигнорировал вчера мой коммент к его рецензии и ничего не ответил. И зачем я его писала?! )))
Признаюсь, это ускользнуло от моего внимания. Да, он мне был неприятен во многом, и про зубы, да, там неоднократно говорилось, но про тление я упустила. Но муж, признаюсь, мне тоже не по душе..
Ну, может, завтра ответит, я не знаю..
Ответил,кстати) Выпал на выходные, знаете ли, из культурной жизни))