Больше рецензий

11 октября 2023 г. 07:57

685

5 Кто нужен "Изольде"?

Боже, какого же автора я нечаянно прихватила к себе на полку из чужой старой библиотеки! В нём то, что я люблю в литературе - смесь первоклассного языка, наполненного образами, красотой и глубиной, с мыслью, вернее с множеством мыслей, роящихся в наших головах (в моей уж точно) и находящих отражение в таких сочинениях. Настоящий классик, на мой взгляд! От новеллы к новелле с восторгом, а впереди ещё "Волшебная гора", на которую скоро взберусь, даст Бог... Ух, я завидую самой себе и "балдею" (извините за мой разговорный), как от Толстого или Чехова!

Ой, какая щепетильная проблема нарисовалась в этой новелле. Стара, как мир и всегда актуальна! Два типа мужчин и между ними женщина. Женщины бывают разные, как известно... Бывают такие земные, простые и выносливые, и претензии к жизни у этих дам вполне укладываются в материальную составляющую, удовлетворить которую можно при наличии сильного мужчины вкупе с женским влиянием на него. Но не все такие, к сожалению, а может и к счастью, не знаю... Есть особи утончённые, ранимые и одухотворённые, как не прискорбно для окружающих, а особенно для самих этих барышень. И вот тут проблема очень серьёзная возникает, вернее некий жизненный диссонанс. Подобная женщина, как и героиня данной новеллы, зачастую соглашается выйти замуж за сильного и земного мужчину, с которым можно жить без страха за завтрашний день и смело рожать потомство. Но не всё так просто складывается дальше. Годы их семейной жизни идут, а душу-то он её не понимает, и она, душа, от этой духовной немощи супруга тоже начинает несколько "подсыхать" в кутерьме обыденности.

И однажды эта изголодавшаяся по духовной составляющей, женщина, вдруг, встречает некоего романтического героя мужеского пола, который ой как оценивает её тонкую душевную организацию и видит даже "корону на её голове". Но этот романтик, как правило, (что обычно выясняется в самом конце истории) просто неудачник, как вот этот неизвестный никому писатель в новелле - некий "Тристан", наконец-то встретивший свою "Изольду". Однако, погодите! Я сейчас сарказничаю, конечно, хотя мне это и нелегко даётся, ибо сама с этим сталкивалась в жизни, поэтому иронизирую отчасти даже над собой.

Вот не всё так просто у классиков, как правило. Манн в последней сцене сталкивает лбами этих двух мужчин, стоящих на разных жизненных полюсах. Один здоровый "самец", преуспевающий в жизни земной, а другой - служитель пера, может и не самый успешный, но зато чувствительный и одухотворённый. Нет, я не задаюсь вопросом, кого выбрала бы эта, умирающая от чахотки, утончённая особа, ибо считаю, что осталась бы она в конечном итоге со своим сильным, но бесчувственным и нелюбящим её мужем, как мне кажется. А к этому любопытная цитата Манна о женщинах, с которой я чаще всего соглашаюсь:

Загадочное всё-таки существо женщина...как это ни старо, всё равно останавливаешься перед ним и только диву даёшься. Вот перед тобой чудесное создание, нимфа, цветок благоуханный, не существо, а мечта.
И что же она делает? Идёт и отдаётся ярмарочному силачу или мяснику.

Но меня волнует другое - каково мнение самого автора и его отношение к этим двум антиподам. Кого он высмеивает и поддевает из них? А может и никого, а просто констатирует грустный жизненный факт существования рядом с главной героиней двух таких разных и несовершенных представителей мужской половины человечества, ни один из которых ей не подошёл бы?

o-r.jpg

Комментарии


Как всегда заинтриговали)

Ну и пускай муж был бы для жизни, а поэт - любовник для души и тела) В жизни ведь часто так происходит)


Ага, Вы прям как моя мама) Она тоже мне когда-то сказала эту фразу, но я подумала, что это вроде как безнравственно... Может,  просто молодая была и чистая (глупая) ?)
В новелле этой сам "пиит" себя выдал, в общем там грустненько всё, читать надо..

Мы с Вашей мамой определённо сделаны из одного теста)



Да, да, часто напоминаете)) И не только её, кстати...)
А такой совет вот дадите своей дочке, например, если она придёт на совет к папе в трудной жизненной ситуации?)

Папа даст совет, что при планировании своего личного счастья, нужно в первую очередь учитывать счастье своих маленьких детей. И от этого плясать



Вот видите... А мне тут что тогда пишете?)) Для детей нужно засунуть все свои желания куда подальше и любить их отца - преданно и нежно.. А они потом вырастут, уйдут, а ты со своим потерянным счастьем оставайся и кусай локти))) Ну это я так - пример привела..)

Настоящий классик, на мой взгляд! От новеллы к новелле с восторгом, а впереди ещё "Волшебная гора", на которую скоро взберусь, даст Бог... Ух, я завидую самой себе и "балдею" (извините за мой разговорный), как от Толстого или Чехова!

Гору не читал, но слышал, что чудесная.
Рад за тебя, Тань. Когда открываешь вот так родного автора.
А я странно познакомился с Манном.
Сначала я с братом его познакомился - Генрихом, и о Томасе не знал вообще.
Ты не читала Генриха?
У меня и с Цветаевой так было. Как у дурочка.
Я сначала познакомился с Анастасией Цветаевой, ей сестрёнкой, в и лишь потом узнал что есть ещё и Марина..
У меня как-то всё наоборот, зеркально, всю жизнь..

факт существования рядом с главной героиней двух таких разных и несовершенных представителей мужской половины человечества, ни один из которых ей не подошёл бы?

Неожиданная мысль, Тань.
Ах, вечное томление.. не женской души даже, а души вообще.
У Гёте есть дивный стих. В Фаусте, если помню правильно.

Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.

Нам нужно в жизни и то и другое. Как два крыла..
Просто иные люди замечают эту боль и тоску жизни, а иные - нет, или изредка.
А может женщина в мяснике тоже видит - ангела, в кровавом рубище?
Главное любить. Искренне и всем сердцем. А кого - не столь важно.


Ты не читала Генриха?

Нет, пока, есть одна книжка дома его "Зрелые годы короля Генриха 4". Тебе он понравился, Генрих? Да, я недавно тоже узнала, что они братья, а на полку их ставила вместе как однофамильцев сначала)

Я сначала познакомился с Анастасией Цветаевой

Она поэтесса тоже?

Нам нужно в жизни и то и другое. Как два крыла..

Да, очень нужны оба крыла, ты прав) Особенно женщина часто хочет видеть в своём любимом и романтического рыцаря, и надёжного добытчика. Наверное, потому что женщина больше зависит от мужчины)

Просто иные люди замечают эту боль и тоску жизни, а иные - нет, или изредка.

Вот этим "иным" искренне завидую)

А может женщина в мяснике тоже видит - ангела, в кровавом рубище?

Может... Чужая душа - потёмки. И опять же, любовь зла - тоже подойдёт))


Нет, пока, есть одна книжка дома его "Зрелые годы короля Генриха 4". Тебе он понравился, Генрих?

Тань, это так грустно..
Те кто знает Генриха (Манна), тот в основном знает так или иначе его по его роману Зрелые короли Генриха 4.
А это ведь не самый лучший его роман. Самый классический, "вумный", возможно.
Марина Цветаева просто обожала его любовные романы.
Я их не читал. Только его новеллы. Он мастер новелл, как и Томас.

Да, я недавно тоже узнала, что они братья, а на полку их ставила вместе как однофамильцев сначала)

Ой, у меня такое постоянно.
Я как то участвовал в одной умной дискуссии, и что то там говорил про одного человека, Юлия, как он встречался с Буниным и что то там ещё.
И мне человечек такой: Саш.. так это же его брат.
И тут у Саши уши покраснели..

Она поэтесса тоже?

О, нет!
Она ооочень известная мемуаристка.
Прежде всего известная своими большими мемуарами о своей жизни и Марины. Их детстве и вообще той эпохе.
Очень живописно и виртуозно написано.
Многие главы читаются как роман.
И другие есть у неё мемуары, не связанные с Мариной.
Всё же она тоже пострадала после революции и свой крестный путь прошла.
А я в ранней-ранней юности нашёл на полочке у мамы, книгу. Сборник женских повестей начала 20 века. Прям самого начала, может даже и конец 19-го.
И там была Анастасия. Её повесть автобиографическая - Дым, дым и дым.
Она написала её совсем молоденькой. Очень атмосферная повесть, повесть настроение и полёт, бальный, но по цветам жизни.
Я так очаровался тогда ей, что поцеловал книгу, Настю.
О Марине я ещё не знал.
Потом и Марину целовал..


Те кто знает Генриха (Манна), тот в основном знает так или иначе его по его роману Зрелые короли Генриха 4.
А это ведь не самый лучший его роман.
Он мастер новелл, как и Томас.

Ну и прекрасно, что предупредил, поскольку я не знаю его вовсе. Значит, попробую новеллы, спасибо)

Юлия, как он встречался с Буниным и что то там ещё.
И мне человечек такой: Саш.. так это же его брат.

Ну, ничего страшного, я считаю. Мы же не обязаны знать всё, а наоборот - дискуссии и помогают узнавать новое)

А я в ранней-ранней юности нашёл на полочке у мамы, книгу. Сборник женских повестей начала 20 века. Прям самого начала, может даже и конец 19-го.

Так часто бывает у многих, я думаю, когда что-то или кто-то наводит на мысль или случай какой... Пути наши все разные, главное чтобы они были в нужном для человека направлении)


ой как оценивает её тонкую душевную организацию и видит даже "корону на её голове". Но этот романтик, как правило, (что обычно выясняется в самом конце истории) просто неудачник

… или же, например, нарцисс-манипулятор на стадии идеализации и подстройки к жертве.) Но здесь, скорее всего, не такой случай.

меня волнует другое - каково мнение самого автора и его отношение к этим двум антиподам. Кого он высмеивает и поддевает из них?

Книгу эту я не читала, но думаю, что никого. Ведь любая крайность – это не очень хорошо. Во всём желательна золотая середина и гармония, без опасных перекосов в какую-либо сторону. Любые противоположности всегда принадлежат некоему общему единству, являясь его полюсами. Поэтому здесь важна мера и сбалансированность противоположных начал: возвышенного и обыденного, духовного и материального, сердца и разума.


... или же, например, нарцисс-манипулятор на стадии идеализации и подстройки к жертве.) Но здесь, скорее всего, не такой случай.

Да, немного другой) Он сам там в собственные сети очарования попал, увидев её. А поскольку она была замужем, сам бы потом, наверное, страдал..

Поэтому здесь важна мера и сбалансированность противоположных начал: возвышенного и обыденного, духовного и материального, сердца и разума.

Да бы!!)) А где набраться таких мужчин сбалансированных, скажи, а ? :)
Мужчины, где вы такие идеальные, ауууу???) И слышу ответ через некоторое время от них - а вы сами не идеальные, женщиныыыы! ;))

Спасибо, что заглянула, Людмила :))


) Но здесь, скорее всего, не такой случай.

Здесь,похоже,как раз и такой


Ух ты! Так это же в корне всё меняет!
Намёк поняла. Иду к Вам, Валентин. )


Загадочное всё-таки существо женщина...как это ни старо, всё равно останавливаешься перед ним и только диву даёшься. Вот перед тобой чудесное создание, нимфа, цветок благоуханный, не существо, а мечта.
И что же она делает? Идёт и отдаётся ярмарочному силачу или мяснику.

Знаешь, Тань, а я вот обычно так в обратную сторону думаю, вот ровно то же: "Нормальный вроде мужик, умный, а женился ну чисто на красивых ногах"))))))


Ну, так это вообще отдельная тема:)) Согласна, я тоже так часто думаю. Но, кстати, знаю много примеров, что эти нормальные и умные мужики от этих ног тоже "делают ноги" через некоторое время, конечно...)))


Женщины точно не выходят замуж за красивые мужские ноги!!)


За ноги точно не выходят, а вот за деньги - некоторые, ну те, которые с красивыми ногами, выходят частенько..


Это повсеместно)


Да))) Да женщины и за силача, и за мясника выходят из куда более рационалистичных соображений, чем мужчины – за ноги)


Татьяна, теперь и я прочитала.)
На мой взгляд, в рассказе противопоставляются не возвышенное и обыденное, не материальное и духовное, нет. Две противоположности здесь – это любовь к жизни и влечение к смерти. Шпинель – явный поклонник красоты и «трогательной святости» смерти. Похоже, что он приехал в санаторий, где много неизлечимых больных, именно для того, чтобы быть поближе к смерти и наслаждаться её зловонным дыханием. И даже сама Габриэла в словечке Шпинеля «жизнежадно» сразу увидела «какое-то неуважение к жизни, хотя жизнь – это самая почтенная вещь на свете». То есть в вопросе любви к жизни она на стороне мужа, в этом смысле эти супруги – одного поля ягоды.

Шпинель же ненавидит солнце, а восхищается косой луной и «вечерним светом упадка, гибели, угасания». Он обвиняет мужа Габриэлы в том, что тот увёл «её из запущенного сада в жизнь, в уродливый мир». Сам же обвинитель, видите ли, вместо мужа позаботился о том, «чтобы в гордом блаженстве» она приняла «смертельный поцелуй красоты». То есть он понимает, что ускорил смерть Габриэлы, и гордится этим. Сообщение о резком ухудшении состояния больной потрясло её мужа, но совсем не огорчило Шпинеля. Ведь он сам и постарался приблизить конец её жизни, чтобы показать ей красоту смерти (с его точки зрения).


На мой взгляд, в рассказе противопоставляются не возвышенное и обыденное, не материальное и духовное, нет.

Возможно, спорить не буду) Я в рецензиях эгоист - не анализирую как таковые произведения, как ты, а просто "хватаюсь" за своё, что меня цепляет и "пою"))

Шпинель – явный поклонник красоты и «трогательной святости» смерти. Похоже, что он приехал в санаторий, где много неизлечимых больных, именно для того, чтобы быть поближе к смерти и наслаждаться её зловонным дыханием.

Может и так, он же писатель, изучает жизнь во всех её ипостасях, возможно...

хотя жизнь – это самая почтенная вещь на свете

Спорный вопрос, однако)

То есть в вопросе любви к жизни она на стороне мужа, в этом смысле эти супруги – одного поля ягоды.

Согласна, поэтому и написала, что она выбрала бы своего супруга в случае выбора)

Он обвиняет мужа Габриэлы в том, что тот увёл «её из запущенного сада в жизнь, в уродливый мир».

А вот тут соглашаюсь с писателем. Мир и правда часто уродлив для таких, как она, где нужно просто быть хорошей и добротной "самкой". Впрочем, это очень субъективно)

Сообщение о резком ухудшении состояния больной потрясло её мужа, но совсем не огорчило Шпинеля. Ведь он сам и постарался приблизить конец её жизни, чтобы показать ей красоту смерти

Конечно, не огорчило Шпинеля, потому что он понял раньше мужа, что она умирает (хотя здесь, возможно, просто его фантазии) Не поняла, а как он приблизил её конец?

Здесь соприкоснулись две стихии - земная и духовная.  И они не нашли гармонии, как две противоположные сущности. А вообще, честно, мне не симпатичен ни тот, ни другой. Один - "животное" (пардон), а другой - лунатик))

Людмила, спасибо за интересный анализ :))


Может и так, он же писатель, изучает жизнь во всех её ипостасях, возможно...

Нет, не во всех. Его интересует именно смерть. Её красоту он и воспевает.

хотя жизнь – это самая почтенная вещь на свете

Спорный вопрос, однако)

Это мнение героини, которая любит жизнь. Шпинель, конечно, самой почтенной вещью назвал бы смерть.

Согласна, поэтому и написала, что она выбрала бы своего супруга в случае выбора)

Да, тут мы с тобой совпадаем. )

А вот тут соглашаюсь с писателем. Мир и правда часто уродлив для таких, как она, где нужно просто быть хорошей и добротной "самкой".

Ты о чём? Писатель же считал, что её надо было отдать в лапы запустения и смерти, а не уводить в жизнь (с её материнским счастьем и безусловной любовью к новорожденному малышу). Ты с этим что ли согласна? А матерью, по мнению героя, нельзя становиться, так как мать даёт ребёнку ту ненавидимую им жизнь, которая враждует с красивой, святой и трогательной (для него) смертью.

Конечно, не огорчило Шпинеля, потому что он понял раньше мужа, что она умирает

Но отсутствие огорчения говорит ещё и о том, что у него не было к ней никаких чувств. Более того, он желал её смерти.

Не поняла, а как он приблизил её конец?

Ну, он же знал, что врачи запретили ей играть, так как музыка её волнует, а ей необходим покой. Но Шпинель специально уговорил её играть и играть, чтобы она, говоря его словами, в гордом блаженстве приняла смертельный поцелуй красоты.

Здесь соприкоснулись две стихии - земная и духовная.

Ну, вот. ) Всё-таки решила поспорить? А говорила, что не будешь.) Тут у нас разные мнения. Как я уже писала выше, я увидела другое: любовь к жизни, прекрасно символизируемую в финале смеющимся ребёнком, и влечение к смерти у горе-писателя, ненавидящего жизнь и воспевающего угасание, разрушение. И я бы не стала этого некрофила называть духовным человеком. Некрофилия – это не о духовности.

спасибо за интересный анализ :))

И тебе спасибо, Татьяна! Рада была с тобой пообщаться. )


Спасибо, Людмила, я не спорю с тобой) Интересный у тебя угол зрения на рассказ. А вообще, он и по событиям жуткий, а с этими выводами получается наижутчайший, просто мурашки по коже..)

Согласна с тобой, Татьяна! Ты знаешь, да, прямо до мурашек! Всё, конечно, в глазах смотрящего, но я увидела именно так. Причём я и сама была в шоке при чтении, так как после ваших с Валентином рецензий совершенно не ожидала там некрофилии. Но, на мой взгляд, эта мрачная тяга к угасанию, разрушению, загниванию, гибели настолько явно присутствует у этого певца смерти, что сразу бросилась мне в глаза. И я никак не смогла её проигнорировать, хотя настроена была совсем на другое.

А вот Валентин, кстати, легко проигнорировал вчера мой коммент к его рецензии и ничего не ответил. И зачем я его писала?! )))


Но, на мой взгляд, эта мрачная тяга к угасанию, разрушению, загниванию, гибели настолько явно присутствует у этого певца смерти

Признаюсь, это ускользнуло от моего внимания. Да, он мне был неприятен во многом, и про зубы, да, там неоднократно говорилось, но про тление я упустила. Но муж, признаюсь, мне тоже не по душе..

А вот Валентин, кстати, легко проигнорировал вчера мой коммент к его рецензии и ничего не ответил. И зачем я его писала?! )))

Ну, может, завтра ответит, я не знаю..


Ответил,кстати) Выпал на выходные, знаете ли, из культурной жизни))