Больше рецензий

14 октября 2023 г. 13:10

272

5 Не все бабочки одинаково полезны

Дочитала. Страдаю — хочу эту книгу в бумаге, с красивым переплётом, тиснёнными буквами, и чтобы на полочку, любоваться, вздыхать, перечитывать сумрачными предосенними вечерами. Потому что ТАКИЕ приключенческие романы должны быть изданы.

Эта восхитительная и мрачная история в декорациях стимпанка разворачивается в одном туманном и вечно хмуром городе. Габен — готический микс из викторианского Лондона, пратчеттовского Анк-Моркпорка, геймановского Задверья и лавкравтовского Аркхема. Смог, нищета, уличные воришки и ушлые стражи порядка соседствуют с повозками на паровой тяге, дирижаблями, пафосными джентльменскими клубами и невероятными научными сообществами. Это город, где всё хочет тебя съесть, ограбить и обмануть (в произвольном порядке) — от хищных растений в ботаническом саду до банковских клерков на площади Неми-Дрё. Гулять по извилистым и не очень чистым улочкам этого города крайне опасно... и невероятно уютно.

Больше всего в книге подкупает атмосферность — описания мест, погоды, людей, интерьеров — всё это настолько шикарно передано, что чуть ли не с первых строк читатель ощущает себя на месте героев истории, ходит вместе с ними по брусчатым мостовым, сидит на полосатых диванах уютных гостиных, заглядывает в пыльные подъезды многоквартирных домов. Мне неожиданно сложно подобрать правильные слова, чтобы объяснить, насколько мир Габена мне откликается, насколько всё это выглядит, как Та_Самая_Книга, которую наконец-то удалось найти. Здесь смешаны ощущения от мрачновато-безумного мультсериала «Джуманджи», от цикла «Ключи от королевства» Гарта Никса, от историй Лемони Сникета, и ещё от кучи книг, мультфильмов и фильмов, посмотренных когда-то в детстве, и оставивших неизгладимый след в виде любви к туманным городкам с тускло освещёнными переулками и опасностями приключениями, таящимися на каждом шагу. На протяжении всей жизни я ищу что-то похожее, и в каждую найденную историю влюбляюсь, как школьница. А тут — целый цикл, открывающий роман которого уже сулит долгое и счастливое знакомство.

История, в которую мы вляпываемся на страницах книги, выдержана в лучших традициях приключенческих романов — никаких принцесс в беде, никаких сложных политических выкрутасов (ну почти), никаких богов из машины и роялей из кустов. Только загадочное убийство, дотошный доктор и его не в меру любопытный племянник, погони, охота, перестрелки и постепенное разматывание клубка тайн, которых автор припас для нас с лихвой. История развивается динамично, но не оглушающе быстро, а ровно в том темпе, который нужен читателю, чтобы успевать осознавать происходящее, но забывать об остывающем на столе чае.

Главные герои — достаточно классический дуэт «холодный замкнутый интеллектуал» и «энергичный непоседливый помощник» — доктор Доу и его племянник Джаспер. Первый двигает расследование вперёд своей эрудированностью, связями и незаурядными умственными способностями, а через второго мы узнаём интересные подробности дела, бегаем по городу, творим сумасбродства, доводим дядюшку до седин, но, тем не менее, вносим немалую лепту в развитие истории.

Разумеется, у героев есть своя «миссис Хадсон», есть свои дуралеи из Дома-с-синей-крышей — местного аналога Скотленд-Ярда, есть свидетели и помощники, и, несомненно, есть загадочные злодеи (да, и Мориарти), с которыми мы начинаем знакомиться далеко не сразу, а лишь когда история становится достаточно запутанной для этого.

Но нет, видимые параллели с приключениями знаменитого сыщика с Бейкер-стрит ничуть не мешают истории быть максимально самостоятельной и восхитительно оригинальной — попадание в архетипы лишь привлекает и помогает чуть лучше понять персонажей, додумать их характер и с лёгкостью начать сопереживать им. Это очень крутой приём, когда персонажи вроде бы ничуть не похожи на других, уже известных, но, тем не менее, мы видим в них что-то узнаваемое и близкое, и оттого легче проникаемся ими, принимаем за родных.

Сюжет закручен и полон загадок — поначалу кажется, что каждая глава вместо ответов приносит лишь новые вопросы, на которые нам, читателям, совершенно не под силу отыскать ответ. По ходу повествования завеса тайны постепенно приоткрывается, но, признаюсь, либо мне не хватило наблюдательности, либо это не тот роман-загадка, где читатель может побыть в роли сыщика и раскрыть преступление одновременно с героями. У меня были подозрения относительно мистера Келпи и историй, которые он рассказывал, но я совершенно не ожидала, что в конечном итоге всё обернётся именно так, как обернулось. По поводу остальной разгадки... можно было думать куда-то в ту сторону, хотя бы опираясь на принцип построения детективных историй, но всё же, финал (и особенно эпилог) были абсолютно неожиданными, и здесь справедливость (в габенском понимании этого слова) восторжествовала исключительно благодаря проницательности доктора Доу, но никак не благодаря читательской смекалке. На удивление, это не разочаровало, а, скорее, бросило вызов — следующую книгу я буду читать ещё внимательнее, подмечая ещё больше деталей, чтобы уж там-то разгадать загадку хотя бы в той же главе, что и герои.

Подводя итог, могу с уверенностью дать оценку 10/10 и сюжету, и персонажам. Атмосфера же получает 1000/10 — не могу снизить оценку, даже не просите. А если хотите убедиться, то что ж, как говорится: «добрый путник, войди в славный город Габен, ты своим не поверишь глазам...»