Больше рецензий

Taine

Эксперт

Эксперт по ящерам и скрытым городам

16 октября 2023 г. 10:55

722

5 Обыкновенный геноцид.

Пожалуй, это – самая тяжёлая книга, прочитанная мной в этом году. Даже «Всё рушится» Чинуа Ачебе читать было не так больно. Наверное, потому, что народ игбо, к которому относились люди в описанных Ачебе деревнях, и сейчас довольно многочисленен и сохранил свой язык. Осейджей же, о которых рассказывает Дэвид Гранн, осталось немного, а их язык считается вымершим. При этом ещё в XVIII в. это племя было самым сильным и влиятельным в регионе.

Интересный факт из википедии, никак не связанный с повествованием, но очень впечатливший лично меня: В XIX в. известный американский художник и этнограф Джордж Кэтлин, специализировавшийся на портретах индейцев, писал об осейджах как о «самой высокой породе людей в Северной Америке среди краснокожих и белых; редко бывает, чтобы мужчины были ниже шести футов ростом, многие достигают шести с половиной футов, а иные даже семи». 6 футов - это 182 см., а 7 – 213 см., что для XIX в. действительно очень много.

Осторожно, дальше вся рецензия – сплошной спойлер, хотя имена осуждённых я и не написала.

Лично для меня «Убийцы цветочной луны» – это история не расследования серии убийств и даже не становления нового американского ведомства (впоследствии названного ФБР). Это книга о геноциде, его формах и психологии. Сначала государство насильно переселяет людей неугодной расы из их родных мест в те, которые считает неудобными для представителей желаемой расы. А затем, когда благодаря случайности и умному юристу-полукровке, индейцы оказываются владельцами нефтяных недр, всеми возможными способами стремится перераспределить денежные потоки в пользу белых. Сначала вполне официально заявляет, что осейджи – недостаточно умны, чтобы распоряжаться деньгами и назначает им белых опекунов. Потом полуофициально – через СМИ – всячески унижает индейцев и натравливает на них белых, рассказывая о невероятном богатстве, пьянстве и мотовстве краснокожих. И, наконец, закрывает глаза и старательно «смотрит в другую сторону», когда осейджей убивают, захватывая их нефтяные паи.

Наиболее жуткое лично для меня то, что преступниками часто оказываются самые, казалось бы, близкие – мужья, жёны и другие родственники. Только вот маленькая тонкость: все эти «близкие» – белые… В литературе и кинематографе часто рассматривается тема того, что богатые люди никому не могут доверять, потому что сложно понять, кто с ними дружит или любит на самом деле, а кого привлекает их состояние. Так вот здесь ровно та же история, только ещё и умноженная на пренебрежение к расе этих «богатеев».

Отношение большинства белых к индейцам отражено в книге великолепными словами по поводу суда присяжных, который состоял из 12 белых мужчин, и должен был вынести приговор преступникам – тоже белым мужчинам: «Присяжные действительно рассматривают дело об убийстве человека или для них это всего лишь жестокое обращение с животными?» Сейчас подобное отношение называется термином «расчеловечивание», но в то время большинство белых считало совершенно нормальным так воспринимать представителей других рас. Читать об этом жутко ещё и потому, что такие практики живы и сейчас. Когда человек становится героем в стране за то, что зарубил мирно спящего представителя другой нации топором – это и есть расчеловечивание. Когда представитель террористической организации призывает убивать людей конкретной национальности по всему миру – это снова расчеловечивание. Когда люди смеются над убийствами граждан своей страны, поехавших в другую страну и попавших там в эпицентр жутких событий – это всё то же расчеловечивание. Такое отношение к людям другой нации, расы, вероисповедания и даже политической позиции никуда не делось. А к чему оно приводит как раз и описывается в этой книге.

Читать это произведение довольно тяжело. В какие-то моменты я буквально рыдала, хотя это можно списать на мою повышенную чувствительность к теме геноцида. Однако мне кажется, что читать такие книги нужно. Здесь на относительно нейтральном для постсоветского пространства примере можно пронаблюдать и понять, как заинтересованные люди используют ту часть нашего подсознания, которая отвечает за распознавание своих и чужих и подозрительность к последним. Каким образом из отличающихся от нас человеческих сообществ создают образ «недолюдей», не заслуживающих нормального отношения и сочувствия. Это понимание поможет нам противостоять манипуляциям и, в конечном счёте, самим оставаться людьми.

Прочитано в рамках игры Гобелен клуба "Осторожно! Историки"

Спасибо за рекомендацию SantelliBungeys