Больше рецензий

17 октября 2023 г. 06:10

170

4.5 "Ценность человеческой души можно познавать по глубине ее падения и по высоте взлетов"

Дослушала я "Яму" Куприна и несказанно поражена его работой в жанре реализма, воспоминания со школы и института были связаны исключительно с его романтическими произведениями: "Гранатовый браслет"и "Олеся". И хотя где-то то к середине книги я вспомнила, что читала его в студенчестве, но, видимо, читала абы как и эффект не сработал.

Читалось (слушалось) легко, но так жестко, хлестко и стыдно, с несмываемым осадком.

Потому, что секс за деньги был, есть, и скорее всего будет, потому что в обществе это считается нормальным, потому что оно лживое и гнилое..А что хорошего может породить сгнившее общество?

А ещё потому, что типажи

персонажей так реалистично считываются, это какой- то испанский стыд.

Автором затронуто много социальных и этических проблем, решения которым нет. И тем большее уважение за то, что он их поднимает, и это в его то время с 1908-1914 годы.. Кстати, до 1918 года проституция была легализованной работой: жёлтый билет из полиции, оплата официального налога с бизнеса.

Отметила: удивительно ясный, лёгкий и простой слог, неотпускающий внимание сюжет, яркие, реалистичные, хорошо прописанные персонажи, иногда картинки оживали в воображении и казалось, что я вижу даже лица и их выражение.

Куприна увидела в персонаже Платонова, в его философских монологах и диалогах, он как и автор (Куприн писал это произведение 6 лет и реально посещал публичные дома) "изучал" вопрос.

Он пытается разобраться: называет примеры жизненных ситуаций, которые приводили женщин в публичные дома, описывает характеры женщин, их судьбы, их чувства, мысли, эмоции, и на контрасте с ними характеры и типажи мужчин из светского общества, из элиты, интеллигенции, и кого там только нет: чиновники, педагоги, студенты... люди, считающие себя порядочными, почтенными, отцы семейств, представители закона. Их всех объединяет одно - они не считают женщин (и не только из публичных домов, но и горничных, гувернанток, служанок , а в истории с Горизонтом и женщин из общества, из порядочных семейств, то есть в принципе женщин) за людей, они чувствуют свою власть над ними и самоутверждаются, демонстрируя её, используют женщин, отсюда сравнение с сосудами для справления нужды, словно ночные горшки, "клапаны для общественных страстей".

И не раз Куприн упоминает, чтобы усилить гротескность и страшность (для рифмы), что эти люди, чаще всего любящие сыновья, боготворящие своих матерей, и любящие отцы, обожающие своих дочерей. Так почему в принципе допустимо такое явление в обществе и такое отношение к женщине?

Наглядно можно проследить это отношение в сюжетной линии Лихонин - Любочка.

С самого начала Лихонин под впечатлением идей Платонова, он решил примазаться и совершить благородный поступок - спасти Любу, забрав её из публичного дома.

Можно допустить, что он действовал из гуманных соображений, но нет, как показал сюжет -из нарциссизма и гордыни, ведь пожалел о своём решении уже на следующий день, да и от секса бесплатного не отказывался, но представлял себя новатором и героем, ему льстило внимание и уважение друзей.

Но исчерпав ресурсы благородства, наплевал на Любу и её судьбу, повëл себя ещё подлее и гаже, чем просто посетители ямы, он подарил Любке надежду, называл сестрой, а наигравшись в спасителя, подумывал сторговать её товарищу, практически подложил её под него, уничтожил надежду, вытер ноги, опустив её ниже той ямы, где она была, но так, чтобы остаться в глазах друзей невинной жертвой'и это единственное, что его волновало в тот момент. После подставы Любы, он в тот же день трусливо уехал из города.

Да и друзья Лихонина, помогая Любе, действуют не из чистых побуждений, а каждый с каким- то умыслом: кто-то из авантюризма - попробовать что-то новенькое, кто-то за компанию, да от скуки, кто-то из жалости, играя в рыцаря,, а кто-то с извращённым злорадством, с целью соблазнить и унизить, таким образом доказав, что она ничтожество, и место её в яме. Да и показательно, что после подставы Лихонина никто бескорыстно не помог Любе, все слились, поступили как проще.

Много цитат, много мыслей, но самыми сильными запомнились монолог Тамары во время встречи с актрисой и фраза той же Тамары:

"Что ж, девушки, – часом позже, часом раньше!..

Жаль мне Женьку!.. Страх как жаль!.. Другой такой мы уже не найдем. А все-таки, дети мои, ей в ее яме гораздо лучше, чем нам в нашей...:

Неспроста название - Яма, да, и улица Ямская, и публичный дом это дно общества, но важна сама метафора ямы.

Ведь к "яме" имеет отношение не только тот, кто уже в яме, но и тот кто знает о ней, выкопал её, стоит на краю.

Уместно процитировать Ницше:

"Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя'.