Больше рецензий

17 октября 2023 г. 20:16

744

4 когда ты — то жрец, то гладиатор, то шпион... то чей-то персонаж...

«Пелевин не исписался. Пелевин просто постарел. Это ощущается в этой его тягуче-слякотной последней “мускусной ночи“, где своеобразной лебединой песней возникает постаревший Pink Floyd, поющий римскому императору о неизбывном».

Именно так бы я начал писать свой памфлет на очередной роман Великого и Ужасного, если бы был единственным выжившим “баночным литератором“ из его же романов — тем самым Шарабаном-Мухлюевым... Но я просто читатель, а не программа или алгоритм. И мои мысли просты и незамысловаты.
картинка AntonKopach-Bystryanskiy
Роман «Путешествие в Элевсин» продолжает мифологию предыдущих трёх пелевинских книжек (+ кое-что из «iPhuck10» и вампирской дилогии). Мировые бонзы и элиты обессмертили себя в будущем и превратились в мозги, помещённые под землёй в высокотехнологичных “банках“. На поверхности оставшиеся людишки мечтают о своей “банке“, а нашу Родину называют “Доброе Государство“ с доминирующей сердобольской партией. И мир смертных, и мир “баночно-бессмертный“ обслуживает не знающая ограничений глобальная нейросеть «Transhumanism Inc.»

Литературный алгоритм «Порфирий» вызывает у корпорации «Transhumanism Inc.» опасения: он приобрёл большое влияние, создал виртуальное пространство Римской империи (ROMA-3), где проходят популярные среди элит гладиаторские бои, сам является “баночному миру“ Императором. И что примечательно, «Порфирий» — одна из тех нескольких выживших после “Мускусной Ночи“ программ-алгоритмов (в прошлом случилась глобальная IT-катастрофа, стёршая все данные, названа по имени Илона Маска). Из литературного бота, расследующего преступления и пишущего об этом романы (иногда сексульно удовлетворяющего клиентов), «Порфирий» дорос чуть ли не всепроникающего и самообучающегося ИИ. Глава службы безопасности корпорации, адмирал-епископ Ломас вызывает на помощь сотрудника из нижнего таера Маркуса Зоргенфрея (“таеры“ — уровни, по которым распределены относительно бессмертные “баночные мозги“) и вербует его для тайного расследования.

Перед нами история про Маркуса (он же гладиатор, он же вавилонский жрец), которого внедряют в симуляцию Рима третьего века (ROMA-3), чтобы выведать у императора Порфирия, что за тайный текст тот пишет, а также как это связано с возможным заговором остальных выживших компьютерных ботов и программ. Это путешествие императора Порфирия, переодевшегося в простого смертного, и его личного телохранителя Маркуса из Рима в Элевсин, Греция (там традиционно проходили “элевсинские мистерии“, обряды инициации в честь богинь плодородия Деметры и Персефоны).

Пелевин остаётся верен себе и своим невероятным смысловым кульбитам. Перемешать столько всего в одном тексте может только он: греческую и римскую мифологию и историю, психолингвистику и компьютерные технологии, советскую и современную российскую действительность с антиутопией, где мир оказывается перед угрозой катастрофы после прочтения вождём Доброго Государства трактата по “ветрогенезису“ (хорошо, что банки с мозгами иногда “случайно“ падают с полок и разбиваются)...

В новом романе нашего Гуру как всегда много стёба и скрытого юмора, откровенного (иногда злорадного) сарказма, почти медитативных размышлений о смысле жизни и смерти, так что даже самые грустные и мрачные из них так или иначе приводят к какому-то подобию надежды. И к концу важное дополнение по написанию романа:

« — Обещай, что в финале не будет хора полуголых лолит, поющих “Прекрасное Далёко“ на латыни»

Как бы ни критиковали Виктора Олеговича, чтение его текста всегда остаётся незабываемым опытом, и потом уже не важно, текст создаёт такие ощущения или мы сами превращаемся в текстовые программы, воспроизводящие чьи-то смыслы...