Больше рецензий

18 октября 2023 г. 17:45

95

5 Одна из безупречно выполненных работ по теме

Книга мне очень понравилась. Но как часто можно встретить на этом сайте, люди в своих рецензиях сталкиваются с одной и той же неспособностью отделить свою суть отношения к книге, что непосредственно входит в задачу рецензии, от своего отношения к излагаемому материалу.

Я часто встречаю рецензии, где люди не пишут отношение к тому, как написана книга и как автор справился со своей задачей, а в большей степени к самому предмету изложения. Мне кажется это является порождением привычки отождествлять идеи книги с идеями самого автора, что больше характерно для художественной литературы. Именно в этом жанре такое скольжение от отношения к качеству проделанной работы в сторону описания своего впечатления более менее оправдан, потому что там это воспринимается как любое другое произведение искусства, главной задачей которого служит получение впечатления. Однако для научной литературы или публицистики, на мой взгляд, такое смешение недопустимо.

Если мы будем говорить о том, как написана эта книга, насколько хорошо справились со своей задачей ее авторы, то в данном случае придется согласиться, что это прекрасная работа во всех отношениях. Здесь не слишком раздут объем произведения. Каждый раздел освещают ту или иную сферу. Каждый справляется с этой задачей превосходно. Поэтому я не вижу лично для себя никаких причин за что-то критиковать это произведение. Оно написано мастерски, доступно, кратко и интересно. Особенно приятным для меня было то, насколько качественно авторы изложили философскую часть учения в первом разделе. Только глубоко постигший все нюансы учения смог бы так совершенно выразить его максимально доступным языком. Авторам это удалось сделать.

А вот что касается отношения непосредственно к буддизму, как к предмету книги, то здесь, безусловно, стоит оговориться, что к самой книге оно никакого отношения не имеет, также как и сама книга этого вопроса не поднимает.

Я считаю, что как феномен человеческой культуры буддизм значительно выделяется на фоне всех существующих религий. В этом учении есть то, до чего не додумались ни Тот, ни Осирис, ни Авраам, ни Моисей, ни Лао Цзы, ни Конфуций, ни Зороастр, ни Иисус, ни Магомет ни многие многие другие, последовашие за ними учителя человечества. Речь идет об отрицании ложной концепции своего Я прежде всего, а также в учении об иллюзорных дхармах, иллюзорных аффектациях, как истинных причинах страдания. Совершенно очевидно, что для того, чтобы прийти к подобным взглядам, человек должен подняться на очень высокую ступень сознания. И также очевидно, что подавляющее число последователей Будды совершенно ничего в этом не смыслят.

Но не только это отличает буддизм от всех других течений. Одно из главных достижений, на мой взгляд, это введение и популяризация принципа Ахимсы, ненасилия, как первого и основного регулирующего принципа. Конечно, не Будда первый его придумал, потому что в Йога-сутрах Патанджали он уже занимает первое и важнейшее место в описании практики обуздания себя. Но именно буддизм способствовал распространению этого принципа в человеческом обществе.

Также нельзя не отметить еще одну революционную идею Будды в отношении отмены любой социальной дискриминации в обществе. Он устранил несправедливое унижение женщин, он отменил кастовые ограничения, он заложил основы для абсолютно универсальной и потенциально бесконфликтной религии для человека. Действительно, трудно привести примеры других традиций, которые бы в основе своей имели такое прекрасное противоядие любым проявлениям сектантского мышления. Однако, наложившись на существующие реалии, эта реформа буддизма, в конце концов, неизбежно подверглась искажению. Разумеется, Будда не имел к этому никакого отношения.

Нельзя не отметить, что за время своего существования, эта религия приобрела все те же признаки вырождения и деградации, что и другие созданные человеком секты. К сожалению, это закономерный процесс, связанный с тем, что большая масса людей на планете далека от возвышенных идеалов бодхисаттв и архатов. Если мы желаем распространить какое-либо учение в широкие массы, то это неизбежно повлечет за собой множество искажений учения и прочего бреда, созданного в умах алчных и злобных по своей натуре людей.

В этом отношении данная книга мне понравилась тем, что здесь можно проанализировать, как трансформировалась изначально чистая и правильная концепция учения в то, что потом люди создали на ее основе под видом современной религии, как свод различных предписаний и прочей ерунды. Но это не заслуга авторов книги, они как раз свою работу проделали мастерски, благодаря чему и появляется возможность делать такой глубокий анализ.


Отличия Буддизма от религии браминов